Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Учился П.П.Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. Выбор училища определялся материальным положением семьи.
После окончания в 1899 году семинарии Павел Петрович мечтал продолжить свое образование в университете. Однако из-за политической неблагонадежности (он принимал участие в выступлениях семинаристов против реакционно настроенных преподавателей) ему было отказано в приеме в Томский университет. И вот в двадцать лет начал Бажов учительствовать сначала в глухой деревне Шайдурихе, а затем в Екатеринбурге и Камышлове.
В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою "кладовую" он пополнял всю жизнь.
В годы гражданской войны П.П.Бажов сражался в крестьянских партизанских отрядах Урала, Сибири и Алтая.
В 1921 году по возвращении на Урал Бажов стал редактором Камышловской газеты "Красный путь".
Первая книга его исторических очерков "Уральские были" вышла в 1924 году. Однако его писательская известность связана с публикацией в 1936 году в журнале "Красная новь" первых сказов - "Дорогое имячко", "Медной горы Хозяйка", "Про великого Полоза" и "Приказчиковы подошвы". Успех первых сказов побудил Бажова продолжить работу. Так он нашел себя как писатель.
Очевидно, мысль написать художественное произведение на основе малоизвестного еще уральского рабочего фольклора зрела давно. Еще в 1925 году Бажов вместе со старшими детьми обошел пешком все заводские поселки, близкие к его родине. Лето 1934 года он провел с семьей в Сысерти, обращаясь к воспоминаниям детства и юности, беседовал со старожилами.
Расцвет творчества писателя пришелся на годы Великой Отечественной войны. Он обращался к историческому прошлому Урала, его лучшим профессиональным традициям, преемственности рабочих династий. Особенно много в эти годы он встречается и беседует со старыми рабочими, записывает их рассказы. Бажовская "Шкатулка" пополняется новыми сказами - "Железковы покрышки" и "Жабреев ходок" (1942 г.), "Золотые дайки" (1945 г.) и другими.
В 1942 году "Малахитовая шкатулка" выходит вторым изданием, в 1944-м - третьим и четвертым. Ее издают во Франции, Англии, Норвегии, Чехословакии и других странах.
Дом-музей П.П.Бажова.
В 1911 году после женитьбы на В.А.Иваницкой П.П.Бажов начинает строительство бревенчатого дома на углу улиц Болотной и Архиерейской (сейчас - улицы Большакова и Чапаева). Дом закончен в 1914 году. Планировка дома была рассчитана на большую семью: 4 просторные комнаты, коридор, кухня, сени, чулан.
Бажовы жили в этом доме с 1923 года, так как в связи с тяжелым материальным положением вынуждены были уехать из Екатеринбурга и вновь вернулись в 1923 году. В этом доме Павел Петрович жил до 1950 года, там он создал все свои произведения.
В 1969 году к 90-летию П.П.Бажова в доме по ул.Чапаева, 11 был открыт мемориальный музей. Дом-музей П.П. Бажова уникален, он сохранен в первозданном виде: с подлинной и полной обстановкой кабинета, столовой, детской, кухни, надворными постройками и садом, где растут посаженные еще самим писателем яблони, калина, черемуха и липа.
Знаменитый сказ - Хозяйка Медной горы.
Впервые опубликован в журнале "Красная новь" №11 за 1936 г., а затем в сборнике "Дореволюционный фольклор на Урале", Свердловск, 1936 год. Географически этот сказ связан со знаменитым медным месторождением крепостного времени вблизи Полевского завода - Гумешками, который иначе называли Медной горой или просто Горой. "С этими Гумешками, которые в течение столетия были жуткой подземной каторгой не одного поколения рабочих, связана большая часть сказов Полевского района." (П.П.Бажов)
Образ Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в горнорабочем фольклоре имеет разные варианты: Каменная девка, Девка Азовка, Горный дух. Все эти персонажи являются хранителями горных недр.
Сказ "Медной горы Хозяйка" положил начало целой группе сказов П.П.Бажова, объединяемых образом Малахитницы.
Отрывок из сказа.... "Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе были, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда королек с витком попадали и там протча, что подойдет...
В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Только вдруг молодой, - ровно кто его под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко эдак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит..."
"Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
-Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежда-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить."