На этом направлении им преградили путь стрелковая дивизия преимущественно сформированная из горно-алтайцев. Отражая наступление врага, понеся большие потери, почти сплошь погибла. Но при этом было разгромлено и уничтожено более ста тысяч немцев, венгров, румын. В этих боях в числе прочих героев отличился и алтайский певец-воин Янга Тодошевич Бедюров, которому было дано задание: вывести из окружения остатки своего полка. По пути следования алтайский воин ойрот, вступил в единоборство с группой немецких разведчиков в составе семи человек, в перестрелке с которыми он всех их уничтожил и, будучи сам раненным добрался до расположения полка и вывел оставшихся живыми и раненых воинов в тыл. Это было его второе ранение меньше чем за год.
Первую рану получил осенью 41 года в калининских лесах, когда немцы рвались к Москве. Он прошел всю войну от начала до конца. Был четырежды ранен и трижды контужен. Принимал участие в Сталинградской битве, сражался на орловско-курской дуге, освобождал Киев и Краков, прошел всю Украину и Польшу, и закончил войну под Дрезденом, где в весеннем наступлении советских войск был тяжело ранен и возвратился домой только летом 1946 года в костылях. Этот алтайский воин вел всю войну дневниковые записки, писал стихи и песни. И так получилось в алтайской литературе, что его творчество оказалось единственным созданным непосредственно на фронте. В войне участвовали и другие молодые алтайские писатели и поэты, но их творчество не сохранилось. Он рано скончался в возрасте 54 лет, оставив восьмерых детей. После его безвременной кончины 1961 году его средний сын, ученик 6-го класса, среди его бумаг обнаружил фронтовые тетради, со стихами и песнями, боевой публицистикой. Но прошло еще 20 лет прежде чем стихи и песни этого алтайского, своего рода Мусы Джалиля, были подготовлены в печати отдельным изданием, и еще спустя 20 лет, нынче, в канун 60-летия победы, редакция алтайского детского журнала "Солоны" ("Радуга") осуществила под руководством Б. Я. Бедюрова и главного редактора журнала К. Э. Тепукова новое дополненное и расширенное переиздание этой фронтовой книги. Творчество Янги Бедюрова – это убедительное и неопровержимое свидетельство боевого бессмертного духа, нерасторжимого евразийского братства, которым были проникнуты воины всех национальностей нашей страны, сражавшихся в рядах красной армии, против объединенных полчищ всей Европы, пришедших на нашу землю с целью уничтожить. Поработить и уничтожить наши народы. В стихах и песнях, фронтовых фотографий воочию и зримо предстают образы его боевых сослуживцев – русских и украинцев, узбеков и казахов, киргизов и мордвы, кавказцев и уральцев и, само собою, сибиряков. Алтайский народ, как потомки воинов-ойротов, не сдавшихся в войне Сопротивления, войскам манчжурского богдыхана, предпочел выбрать ориентир на свет северной полярной звезды, уйдя под крыло Белого царя, т.е. в российское подданство, что означало в стратегической перспективе евразийский вектор развития.
На дулах своих ружей, на остриях своих сабель алтайцы принесли в приграничных русских крепостях того времени политическую и историческую клятву на верность России. Вот почему, выйдя из недр буддийского мира, для исполнения своей сакральной миссии, алтайцы, как и другие соплеменные им племена Южной Сибири, ни разу за истекшие 250 лет не предавали свою страну и не изменяли своей присяге. Вот почему, алтайцы так самоотверженно сражались и в Великую Отечественную. Среди них не было ни одного случая предательства, или перебежки к врагу, даже попадая раненными в плен, они не сдавались и не изменяли.
В горных селениях Алтая к юбилею победы осталось в живых по два, три участника войны, а во многих один и даже ни одного. Но выросло новое поколение их внуков и правнуков, которым быть в ответе за будущность страны. Вот об этом и говорилось как на митингах, так и при многочисленных бытовых встречах и на презентации самой книги. И примечательно и символично, что книга поэта-воина была издана детским читательским органом.
В ходе своей командировки Бронтой Бедюров принял активное участие в республиканском празднике фестиваль искусств "Чикетаминская весна", провел специальную встречу в Горно-Алтайском государственном университете со студентами. Молодые девушки и юноши Республики Алтай активно и вниманием воспринимают созидательные евразийские идеи. В результате этих встреч в республике образовано отделение Евразийского союза молодежи, который возглавили студенты Александр Тарбанаев и Аржай Матин.
В результате поездки в Горной Шории в городах Аба Тура (Новокузнецк) и Междуреченск организованы евразийские ячейки на базе национальных организаций "Тазыхан" и "Алтын шор", которые возглавляют известные деятели Горной Шории - Таяна Тудегеш, Любовь Чуньжанова. В составе этих организаций находятся детские и молодежные ансамбли, объединения журналистов и литераторов духовным наставником которых также является Бронтой Бедюров.
Горячий отклик идея Евразийства встречает и в сопредельной Хакасии. В Хакасии евразийство генерируют и развивают искусствовед и драматург Александр Чапрай и журналист республиканской национальной газеты "Хакас чери" ("Земля Хакасии") Любовь Чугунекова. Творческая интеллигенция Хакасии, особенно ее молодая поросль, активная и образованная, хорошо знакома с трудами классических евразийцев и Льва Гумилева, высказывает настойчивое пожелание глубже и ближе познакомиться с трудами современного евразийца Александра Дугина. Для чего и приглашает его в Хакасский Государственный Университет.
Следует отметить, что общественное мнение в Сибири в царскую эпоху не случайно именовавшейся азиатской Россией достаточно подготовлено к восприятию и освоению идей современного евразийства, как идей созидательных и конструктивных, как идей доктринально-коцептуальных, остро необходимых для осознания и осмысления своего местоположения в мире.
Сибирь, как и Урал, Поволжье, Кавказ, как Север и Дальний Восток (а это основная часть России), в наибольшей степени подготовленые, как естественные культурно-историческом и цивилизационном смыслах территории для активно и плодотворной деятельности как Международного евразийского движения в целом, так и Евразийского союза молодежи в частности.
Командировка в Южную Сибирь продолжалась ровно месяц с 6 мая по 6 июня.
Записал Эрнст Плиев
Специально для портала "Евразия"
На фото: алтайские евразийцы в
Администрации Международного "Евразийского Движения"
|
Архивы Евразии
23.06.2003 - Материалы: "Искатели мировых сокровищ"
|