Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Поиск 
 
                             

19 марта, вторник Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта
    [схема проезда]
  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи

    Русская вещь

    Евразия-ТВ
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Рейтинг@Mail.ru
    Реальная страна | Алексей Шапиро | Влияние представлений о добре и зле и счастье-благодати на социальные отношения монгольского общества | 25.09.2005 Напечатать текущую страницу
    Чингисхан

    Релевантные ссылки:

    Чингис-хан и Монголосфера

    Этические нормы поведения в империи Чингисхана

    Влияние представлений о добре и зле,
    и счастье-благодати на социальные отношения
    монгольского общества конца XII – первой половине XIII веков

    «Вы не хорошо сказали! Величайшие наслаждение
    и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы
    подавить возмутившегося и победить врага,
    вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет...»
    Рашид ад-Дин (С. 263)

    Обычно, эти слова историки трактуют как свидетельство варварства и дикости души вождя монголов. Однако можно попытаться понять, почему война и грабеж для него счастье.

    Историки и этнографы начиная с Геродота обратили внимание, что на социальные отношения, господствующие в обществе, влияют различные объективные условия – природно-географические условия, уровень экономического развития и т. п. - Тойнби и ряд других исследователей подчеркивали влияние религиозного фактора на социальную структуру общества. Современные исследователи разрабатывают вопрос о влиянии всевозможных идеологических аспектов на судьбу древних народов. Особенно ярко видно влияние идеологии на социальные отношение монгольского общества эпохи Чингисхана.

    К важнейшим аспектам идеологии относиться представления о добре и зле и счастье, благодати. Для каждой эпохи и сообщества характерны свои представления о добре, зле, счастье и благе, нравственных нормах. Этические представления влияют на формирования стереотипов сознания и идеологию. Они влияют на взаимоотношения сообщества с окружающим миром. Эти представления определяют, а точнее задают программу развития любого общества, а значит, влияют на его судьбу. Изменение представлений о добре и счастье служат индикатором развития общества.



     

     

     

    Архивы Евразии

    25.09.2002 - Станислав Некрасов: "Кризис капитализма"

    В современной отечественной историографии рассматривались отдельные идеологические представления монголов. Так, например, в работе Н.Л. Жуковской на этнографическом материале раскрыто понятие счастье-благодати современных монголов, уделено немало внимание роли этикета в жизни современного монгольского общества. В работе Т.Д. Скрынниковой исследовано представления монголов о характере сакральности лидера, раскрыто понятие и значение понятия «харизма лидера». Показано значение этих представлений в жизни монгольского общества в эпоху Чингисхана. В сочинениях В.В. Бартольда, Н.С. Трубецкого, Б.Я. Владимирцова, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева затрагивается вопросы о верованиях монголов, идеологии, а также об их представлениях о нравственности.

    Можно отметить и другие интересные работы, связанные с нашей темой. И в тоже время, вопрос об этических представлениях монголов, и их морали требует специального рассмотрения.

    Рашид ад–Дин приводит рассказ о беседе Чингисхана со своими соратниками. Чингисхан спросил их, что составляет величайшие наслаждение для мужа. Тогда он сказал: «Вы не хорошо сказали! Величайшие наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет…» (Рашид ад –Дин, С. 263).

    Накануне эпохи монгольских завоеваний монгольские и татарские племена переживали период постоянной междоусобной борьбы за гегемонию, сражались за право жить с чжурчженями. Коко Цос, в «Сокровенном сказании», так выразил суть той эпохи:

    «Небо звездное бывало поворачивалось / Вот какая распря шла всенародная
    На постель тут не ложился / Все добычей поживился / Мать широка земля
    Содрогалась – вот такая распря шла / Всеязычная...» (С. Ск. §254, С. 183-184)

    То есть, царило зло, хаос, нестабильность. Перед монгольским обществом стояла задача бороться со злом, победить врагов, восстановить порядок. Поэтому первое условие счастья-благодати – военное счастье, удача, уничтожение врагов, победа над врагом лишь уменьшает количество зла. Поэтому Чингисхан и ответил, что для него счастье – победа. Захват добычи быстро увеличивает благосостояние победителей. А материальное благополучие, которое всегда высоко ценилось, как элемент блага.

    Для установления порядка и обеспечения победы, была необходима организация правильного, иерархично устроенного общества. Где «здесь почетный челядь там» Установления общественных отношений, основанных на солидарности, родовой взаимопомощи расширенной до уровня огромной империи. О необходимости единства говорила еще основательницы рода Чингисхана Алан-гоа: «Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?» (Козин С. А.. §. 22. С. 81).

    Инструментом для достижения счастья-благодати являлась монгольская имперская идея. Её целью было установление мирового порядка, основанного на иерархическом мироустройстве, которое обеспечивало стабильность и процветание. Агрессивные войны во имя этой идеи были для монголов благом. Они снижали социальную напряженность, сплачивали общество, и способствовали внутренней стабильности, выводя хаос на внешний мир.

    Итак, представления об этических категориях носили классовый характер, но в тех исторических условиях только через иерархический порядок и стабильность можно было создать элементарные условия для материального благополучия и благодати, так как междоусобные войны центрально-азиатских племен препятствовали не только этому, но и угрожали самоуничтожением монгольских племен. Поэтому данные представления отражали мнение и простых аратов-пастухов - небо и земля обеспечивают при достойном и правильном правлении всеобщее благоденствие.

    Основное внимание было уделено нормам поведения монгольского общества и связь их с представлениями о счастье-благодати.

    Эпоха завоеваний для монголов была временем становления этнического самосознания монголов, героическим временем. Монгольское общество переживало становление государственности, новых общественных отношений. Монголы вели активную завоевательную политику. В этой исторической обстановке сложились особые представления о нормах поведения – нравственности.

    Нормы поведения монгольского устанавливали мораль полезную для благополучия знати. Мораль монгольского общества оправдывало социальное неравенство. Об этом ясно говорят древнемонгольские поговорки и пословицы: «Пусть все станет по местам: здесь — почетный; челядь — там». «...Добро человеку быть с головой, а шубе — воротником». Холопы должны были верно служить своим господам, и даже жертвовать своей жизнью ради них. Это несправедливо, дико для современности и в тоже время, в благополучии господ, была заложена гарантия жизни самих холопов.

    Политика Чингисхана обеспечивала благополучие монголов. Уничтожались внешние и внутренние враги через террор, который был, с их точки зрения, нравственно оправдан, так как уменьшалось количество зла. Мир по-монгольски - это отсутствие врагов. Отсюда, идеологическая максима, закрепленная в Великой Ясе - не заключать мира, пока враги не выразят полной покорности. Небо даровало весь мир монголам - значит, те, кто не признал их господства злые народы. Монголы - хозяева мира. Это наполняло их гордостью, делало их заносчивыми. Они навязывали свои обычаи и ритуалы. Но не веру! (Вспомним судьбу черниговского князя Андрея, который был казнен Батыем за угон лошадей, казнен по Ясе, и его младшего брата, которого принудили насильно жениться по обычаю монголов; князь Михаил был также казнен, за отказ полониться кусту, т.е. духу Чингисхана (ПланоКарпини, 1997. С. 36).

    Ритуалы, помогали человеку сохранять добрые отношения с высшими силами. Сам термин счастье-благодать показывает, что по представлениям монголов, бытовое, житейское счастье зависят не только от человека, но и от покровительства высших сил, которые в одно мгновение могут разрушить хрупкое житейское счастье. Эти ритуалы, зародившиеся еще в доисторические времена, в новую эпоху продолжали верно хранить благополучие монголов.

    Путь к счастью лежал и через соблюдение многочисленных ритуалов. Их неукоснительное выполнение давало уверенность и силу и обеспечивало благодать.

    Поэтому, монголам необходимо было под страхом смерти выполнять все ритуалы. Запрещалось перенимать иноземные обычаи. Великие ханы боролись против ассимиляции монголов в море чужеземных народов и пытались сохранить их степную доблесть. Посольский этикет сводился к выражению покорности к воле великого хана. Коварство и обман на войне, были доблестью. Все, что сокрушит врага – хорошо.

    Моральные нормы были кодифицированы в Великой Ясе Чингисхана. Он в Ясе закрепил принцип взаимовыручки, солидарности и карал за их нарушение. Жестко карались нарушения религиозных ритуалов. Создатели Ясы понимали, что пороки способствуют увеличению зла, при котором наступает хаос. Роль Ясы Чингисхана трудно переоценить, в ней зафиксирован моральный кодекс монголов эпохи войн.

    Дикие и непонятные для европейцев нормы поведения восходят к особенностям кочевого быта и более низкому уровню социально-экономического развития. Монголы создали особый, свой вариант системы ценностей, которая была характерна для евразийских кочевых народов героической эпохи. Для этого времени характерен культ воинской доблести и этноцентризм (точнее, даже, племенной центризм) и поощрялась жестокость к врагу, культивировалось мстительность к «обидчикам». Поощрение доблести и солидарности сплотило монгольское общество.

    Понятие «гуманность» отсутствовало в монгольском обществе, Прежде всего, необходимо было просто выжить, а, значит, - уничтожить врагов.

    Говоря современным политическим языком, монголы были националисты, мораль - «монголы превыше всего». В нашей работе была сделана попытка понять как формировалась и какое влияние оказала на судьбу монгольского общества эта мораль.

    После изучения нравов монголов и соотнесения их с исторической обстановкой, нам стал более понятен механизм эволюции нравственных норм:

    Огромную роль на моральные нормы оказывают политические факторы и идеология, они приводят к доминированию нужных для политического момента человеческих качеств (представлений о доблести) и нравственных норм, другие, как не отвечающие задачам эпохи, предаются забвению. Все это ясно показывает изучение нравственных норм эпохи Чингисхана.

    Итак, подводя итог работы, можно сказать следующее:

    Обязательными элементами представлений о счастья-благодати в эпоху Чингисхана являлись – мир, порядок и стабильность, благополучие.

    Понятие «счастье-благодать» включало в себя благополучную жизнь человека и народа в целом, уверенность в будущем. Земное, житейское счастье зависит от Воли Неба, которое и наделяло людей благодатью.

    Уничтожение зла и его реального воплощения (злых народов) позволяло создать условия для благодати. Непременным условием её было правильное, иерархично устроенное общество, основанное на принципах единства и солидарности.

    Путь к счастью-благодати лежал через правильные, полезные, а значит добрые поступки, приближающие народ к цели. Для победы и благоденствия было необходимо жертвенность, мужество, верность и справедливое управление. Поэтому культивировалась доблесть и солидарность среди членов монгольского общества, а, с другой стороны, против врагов допускались жестокость и коварство. Религиозные ритуалы обеспечивали монголам связь с высшими силами. Небо наделяло монголов благодатью. Ритуалы были, по своей сути, сакральным этикетом.

    Представление о счатье-благодати и нормах поведения было сформировано под воздействием специфических природных и исторических условий. Они были своеобразной рефлексией на них. Они сформировали этническую доминанту и программу поведения (нормы поведения) монгольского общества. Эти представления оказали немалое влияние на судьбу монгольского народа, сплотили монголов во имя одной цели. Они дали ему силу для создания огромной монгольской империи. Но, с другой стороны, данные представления способствовали тому, что вся энергия (пассинарность) монголов была обращена в агрессию, что истощило силы монголов и привело к распаду империи Чингисхана.

    А. Д. Шапиро
    Челябинский научный центр УрО РАН
    Источники и литература
    1. Козин С. А. Сокровенное сказание. М, Л., 1941.
    2. Плано Карпини Дж. Дель История монгалов / Дж. дель Плано Карпини. М 1997.
    3. Рашид ад-Дин Сборник летописей, т.1 Кн.2. М., Л., 1952.
    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5