Международное Евразийское Движение
Материалы | Конфессии и выборы | Выступление А.М.Прилуцкого | 03.03.03
    3 марта 2003, 17:14
 
А.М.Прилуцкий
Главный секретарь Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии

Выступление на конференции «Россия 2003: Выборы и религиозные конфессии»

Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии - одна из двух старейших лютеранских Церквей, действующих в России: первое упоминание о ней восходит к 1611 году. Сегодня приходы Церкви Ингрии действуют в России практически повсеместно - как на территории исторической Ингрии, так и в Поволжье, Сибири, на Урале, в центральных регионах страны. Вопрос об отношении России выборами – часть более общего вопроса об отношении Церкви и государства.

Вопрос о взаимоотношении Церкви и государства неоднократно рассматривался лютеранскими богословами. В целом лютеранством была рецептирована и развита концепция блаженного Августина о том, что, христианин является гражданином града Земного и града Небесного.

Релевантные ссылки:

При этом град Земной выполняет установленное Богом предназначение, когда руководствуется справедливыми законами, наказывает зло, поддерживает общественный порядок и поощряет гражданскую добродетельность. Поэтому, лютеранство поощряло принятие верующими ответственной гражданской позиции, призывало их к сотрудничеству и участию в государственной жизни, более того, особо оговорило это в Символических книгах. Например, в Аугсбургском исповедании, артикуле XVI утверждается, что - «Всякое законное правительство и законодательства - суть благие установления, Богом сотворенные и учрежденные, и христиане могут, не впадая в грех, обладать светской властью, занимать правительственные, административные и судейские должности, могут отправлять судопроизводство и выносить приговоры согласно с имперским правом и справедливостью, могут наказывать мечом преступников, вести справедливые войны, заниматься торговлей, обладать собственностью и т.д.». Этим же принципом руководствовалось и российское лютеранство, воспитав для российской государственности целую плеяду ученых, государственных деятелей, работников искусства, кадровых офицеров.

Исторически лютеранство пришло в Российское государство не в лице навязчивых миссионеров, но для духовного окормления приглашенных Российским правительством для участия в государственном строительстве специалистов - подданных иностранных государств.

Из сущности Церкви, из тех особых задач, которые ставит перед ней Слово Божие, следует, что Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии не отожествляет себя с той или иной политической идеей и не участвует структурно в деятельности партий и политических организаций. Но очевидно и то, что сегодня, как и четыреста лет назад, будущее России не может быть безразличным для российского лютеранства. Одной из исторических особенностей российского лютеранства стало то, что лютеранские общины, традиционно действовавшие в Российской Империи повсеместно, воспринимали себя как своеобразный связующий мост между Востоком и Западом. Потенциал западного мира, таким образом, взаимодействовал с традиционным восточным укладом, создавая условия для межцивилизационной интеграции.

Также и сейчас, будучи генетически связанными с европейской историей, лютеранские приходы существуют в уникальных, не имеющих аналогов этнокультурных условиях самобытной России, и это естественно накладывает отпечаток на их жизнь и служение.

Говоря о том вызове, который современный мир делает России, Досточтимый Епископ Арри Кугаппи отмечает в Рождественском послании, что «последние печальные внешнеполитические события, обесценивание человеческой жизни, нерешенные социальные противоречия говорят нам, сколь несовершенен и хрупок этот мир, сколь ненадежны и расплывчаты его ориентиры. «Человеческая история учит нас», продолжает Епископ, - «что любое общество, если оно строит свои отношения на песке сиюминутных выгод, не может устоять, но общество, сильное своими духовными ценностями, стабильно и устойчиво, даже если оно и не богато экономически». Думается, что я не погрешу против истины, если скажу, что такова позиция большинства российских лютеран.

Тот путь развития, который предлагает миру современная западная цивилизация, содержит больше вопросов, чем ответов на них. Принцип «свобода ради свободы», торжество идеалов либеральной экономики, сомнительные перспективы глобализации - обозримые вехи на этом пути. На недавно прошедшей региональной конференции Всемирной Лютеранской Федерации, на которой я имел честь присутствовать, прозвучали слова о том, что современный Запад - это сообщество людей, «которые забыли о том, что они забыли о Боге». Однако, западное общество, при всей его приверженности к «свободам», на самом деле достаточно авторитарно препятствует развитию идейного плюрализма. Любая критика секуляризма, феминизма, ценностей либеральной экономики, объявляется «ересью» против политкорректности, а сами критики предаются общественному остракизму, клеймятся как обскуранты и экстремисты. Удивительно, что при этом действительно экстремистские высказывания крайних поборников «политкорректного» обходятся молчанием. (Замечу, что сам принцип политкорректное, изначально понимаемый как уважительное отношение к собеседнику, превратился в систему жесточайших общественных табу, для преодоления которых часто требуется совершать нравственный подвиг).

Но свобода только тогда обладает действительной ценностью, когда она включает в себя нравственный компонент, когда она не преследует цели «свободно порабощать» других или свободно подавлять несогласных, но освобождает человека от власти греха и несовершенства. Возможно, что основное искушение нашего времени - это искушение рабством бездуховной свободы. Именно с ответа на этот вызов времени, следует начинать подготовку социально-культурной модели будущего. Другая проблема, без решения которой невозможно планомерное развитие Российской государственности – это захлестнувшая Россию со времен «Перестройки» коррупция Необходимо осознание того, что коррупция нее только препятствует развитию государственных институтов России, но и делает ее общество беззащитным перед угрозой терроризма, становящегося страшной реальностью нашего времени.

Очевидно, что будущее России - это будущее населяющих ее народов, сохранивших свою самобытность, диалог культур и конфессий, противостояние разрушительным силам анархии и вседозволенности. И в свете этого, российские лютеране готовы к сотрудничеству с теми общественными силами, которые в свою очередь проявляют интерес к накопленному веками российскими лютеранами общественно-нравственному потенциалу позитивного влияния на развитие общественных процессов.

В завершение хочу поблагодарить организаторов конференции и выразить признательность за возможность участвовать в столь интересном мероприятии.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1034