Всемирный Русский Народный Собор | Владимир Мау | Претерпевший до конца - спасётся | 22.03.2003
Мау Владимир Александрович
Руководитель Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ
Претерпевший до конца - спасётся
Кто не работает, тот не ест - сказал апостол Павел, но многие годы считалось, что Карл Маркс. Наверное, приблизительно такой же смысл имеет и старая русская пословица: терпение и труд всё перетрут. И именно это внушает мне - профессору, ремесленнику или профессионалу и гражданину оптимизм - что бы не происходило, при наличии веры и труда всё у нас получится.
Я в последнее время часто вспоминаю слова: претерпевший до конца - спасётся. Эти слова Спасителя очень уместны сейчас. Я не знаю, всё ли мы претерпели, всё ли прошло? Претерпели ли мы всё до конца, что происходило в ХХ веке? Но совершенно очевидно, что мы находимся в точке, когда практически все, справа и слева, либералы и не либералы, сходятся в том, что Россия должна совершить экономический рывок, который бы добавил к высокой культуре России, к российским традициям соответствующее им мощное экономическое развитие.
|
|
За последние триста лет Россия несколько раз пыталась делать этот рывок, но полностью преодолеть экономическую отсталость пока не удавалось. Может быть это удастся нам при консолидации усилий. Мне представляется очень опасным и безнравственным объяснение экономических проблем, экономической отсталости России то ли отсталостью культурной традиции, то ли православием, сопоставлением его с протестантством, которое более экономически приспособлено к современности. Это, на мой взгляд, совершенно безнравственно, поскольку перекладывает на историю и церковь собственные пороки, собственные недостатки, собственные ошибки в бизнесе. В конце концов, нигде в текстах, составляющих основу православия, не оправдывается ни лень, ни неэффективный труд.
Я хотел бы обратить внимание на несколько сюжетов, на несколько проблем, которые мне кажутся принципиально важными для совершения этого экономического прорыва: мы не можем не только копировать иностранные государства, но и наш собственный предыдущий опыт. Нельзя, находясь в мире, который идёт от индустриализма к постиндустриальному вызову, к информационным технологиям, к богатству предложений - к более богатому, чем сто лет назад был мир угля и стали, мир танков и тракторов - применять подходы того времени. Мы сейчас живём в мире, когда мы объективно не можем предсказать будущие приоритеты - не то, что через десять, а даже через пять лет. Мы находимся в мире, когда надо больше доверять человеку, когда очень мало можно что предсказать.
Я хотел сказать, что экономисты должны скромнее относиться к жёстким планам и программам. У нас есть масса примеров таких свершений за последние сто лет, выполнение которых стоило или миллионы жизней, или приводило к тяжёлым потрясениям, или к фарсу. Если обратиться к Писанию, к Евангелию и посланию Святого апостола Павла, мы увидим там не только призывы к труду, мы увидим там призывы к свободе, в том числе и к личной свободе, и особенно к духовной свободе. Мы увидим там не только слова о том, что "где Дух Господень, там свобода", но ещё более жёсткое формулирование: "У людей ли я вынещу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы не угождал людям, то не был бы рабом Христовым".
Да, важно заботиться не только о себе, но и о других. Ещё более важно объяснять свои взгляды, бороться за свою внутреннюю свободу или лицо, как друзей, так и оппонентов.
Для меня очень важны слова Иоана Златоуста: "Для чего ты ходишь в Церковь? Разве мы обещаем тебе правительственные места"? По-моему, это тоже очень важно с точки зрения слушающих и не слышащих.
И последнее. Апостол Павел сказал: "Ибо надлежит мысли между вами, дабы открылись между вами искусомо".
По материалам VII Всемирного русского народного собора
|
|
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1095
|