Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Сапотеки - цивилизация Мезоамерики | 14.05.2003
    14 мая 2003, 14:43
 
Сапотеки - забытая мезоамериканская цивилизация.
Сапотеки испытали на себе всю тяжесть Конкисты, сокрушительные времена колонизации докодумбовой Америки, стагнацию, постепенное разрушение экономической базы, депопуляцию и напрестанные вызовы внешнего мира своим обычаям. По своему поистине героическому сопротивлению, культурной устойчивости они сравнимы с племенами Майя.

(Е. Адамс "Доисторическая Америка")

Сапотеки - отдельная цивилизация, существовавшая на территории одного из центров мезоамерики - Монте-Альбана (п-ов Юкатан), с V-II столетия до нашей эры вплоть до начала завоевания Америки конкистадорами.

Система классических Сапотеков включала политическую, религиозную, экономическую и социальную организацию. В системе требовалось запрячь усилия масс в большие общественные строительные проекты, которые были привязаны к религии и политике. А чтобы сохранить баланс во Вселенной, и чтобы еда была в изобилии, они вели захватнические войны, и приносили соседей в жертву.

Релевантные ссылки:

History of the Zapotecs

Ancient Mesoamerican Civilizations

Власть, престиж и богатство были главными в создании и поддержании политической власти и религиозного влияния. Лидеры также могли поддерживать власть за счет перераспределения ресурсов и контролирования лучших сельскохозяйственных земель.

Сапотеки также предпринимали некоторые войны для захвата территорий, например, захват Сапотеками Долины Куикатлан, из-за ценных сельскохозяйственных почв. Чтобы запечатлеть успешные завоевания правители строили пропагандистские сооружения - стелы и храмы. На важность таких построек указывает огромное (в среднем 20-30 тысяч) число затраченных человеко-часов. Воплощая представления о мироздании в монументальных строительных проектах, правители могли присоединять себя и к религиозной власти, наравне с политической и экономической властью. Союзы на основе королевских браков были средством политической консолидации и поддержания мира.

Письменность Сапотеков

Сапотекские символические знаки прошли большой путь. Начинали они как простые ранние графические изображения, занимавшиеся рекламой и пропагандой. Они были посвящены сценам взятых в плен и спискам завоеванных мест. Следующим этапом сапотекской письменности были знаки, изображающие мирную дипломатию. И, наконец, завершили знаки свой путь как сложная, с возрастающим объемом информации иллюстрационная система письменности. Эти этапы наглядно связаны с периодами: 1) возникающего государства, 2) могучего мирного государства и 3) угасающего государства.

Сапотекская письменность была отчасти иероглифическим письмом в вертикальных колонках и часто с добавленными цифрами. Поздняя сапотекская письменная система, хотя еще не до конца понятая, может быть частично фонетической и частично идеографической, то есть передавать слова через рисованные элементы, которые не всегда наглядно изображают слово.

Масс-медиа Сапотеков

Сапотекские иероглифы рассказывают о расцвете и закате Сапотекского государства в период между 500 г. до н.э. и 700 г. н.э.

Изучению сапотекской письменности очень помогли более 500 каменных надписей обнаруженных в Долине Оахака, а также испанские и некоторые сапотекские переписчики 16 века, которые записали сапотекский календарь, политическую организацию, религию, грамматику, словарный состав, родословные и даже некоторые местные карты.

Если сапотекские иероглифы будут расшифрованы, они могут быть объединены с результатами археологических исследований, чтобы наполнить содержанием сапотекскую историю. Некоторые ученые уверены, что все сапотекские надписи имеют дело с политической историей.

Исследователи все еще очень далеки от возможности «прочитать» сапотекское письмо на том уровне, на каком могут быть прочитаны Египетские и даже Майяские иероглифы.

Одним из главных городов Сапотеков был Монте-Альбан. Предполагается, что он был выбран в качестве административного центра, так как являлся незанятой, нейтральной в политическом отношении, и центрально расположенной территорией. Своим основанием новый центр было обязан созданию конфедерации между двумя, до этого автономными племенами с окрестностей Долины Оахаки. Сэндерс и Сэнтли, предположили, что хорошая земля около Монте-Альбана, позволила вождям господствовать на окружающих территориях.

Правящим классом в Монте-Альбане могли, в конечном итоге, стать местные олигархи, с их родственной привязанностью к родным землям. Что касается политической системы, то их трон часто переходил к наиболее компетентному или имеющему достаточную власть князю, вне зависимости от порядка рождения. Можно говорить, что, скорее должность, чем личность были важны для положения в обществе.

Религия Сапотеков

В религии Сапотеков все что двигалось, имело знак «П» и было живым. Все, что было живым, было отчасти священным и приближение к нему сопровождалось определенным ритуалом и чувством взаимопроникновения. Живые предметы включали: животных, людей, 260-дневный ритуальный календарь, Луну, свет... всё, вплоть до пенки на чашке с размешанным горячим шоколадом.

Хотя у Сапотеков не было единого бога, они выделяли верховного бога, который был без начала и конца, который создал все, но сам не был создан, но он был настолько безграничен, и бесплотен, что даже ни одного изображения его не было сделано. Это высшее существо, в свою очередь, создало себе компанию в виде могущественных сверхъестественных сил, включая молнию, солнце, землетрясение, огонь и облака, которые взаимодействовали с Сапотеками, однако их нельзя считать, например, аналогом греко-римских богов. Следует также добавить, что важным моментом сапотекской религии было почитание предков, и в особенности поклонение царским предкам.

Человеческие жертвоприношения и поклонение предкам были самыми заметными темами в Сапотекском искусстве и письме.

Сапотекская религия переплеталась с политикой, военным делом, и экономикой, и, конечно же, поддерживала правящую элиту, которая могла продемонстрировать длинные родословные и связь со сверхъестественным. Жрецы выступали за создание больших религиозно важных общественных зданий, которые усиливали престиж элиты, и чтобы сохранять баланс сверхъестественных и естественных сил, оправдывали ведение войн для захвата и принесения в жертву пленников, которым случалось быть и вождями сопредельных государств.

Приложение: Боги Сапотеков

Коки-Шее (Коки-Силла, Пехе-Тао) - верховное божество, бог-творец, создатель Вселенной.

Косаана и Уичаана (Ноучана) - божественная пара, давшая начало всем вещам.

Косаана (Кочаана)- соотносился с солнцем и небом. Как создатель диких зверей был богом охоты.

Уичаана (Ноучана, Нохичана) - соотносилась с землей и водой. Давала жизнь людям и рыбам, считалась покровительницей новорожденных.

Косихо-Питао (“великий косихо”) - бог дождя и молнии, от него зависело плодородие земли, поэтому ему приносили человеческие жертвоприношения, чаще детей. Изображался в уродливой маске с глазами, очерченными толстыми складками кожи, носом в форме треугольника, широким ртом, крупными зубами, раздвоенным языком. Соединял в своем облике черты Тлалока и ягуара.

Питао-Кособи - бог кукурузы. Находился в тесной связи с Косихо-Питао. Изображался хоботоподобным носом. Ему поклонялись и как символу в виде крупного початка кукурузы.

Питао-Шоо - бог-ягуар, бог землетрясений, пещер, земли. Под названием “сердце гор, сердце земли” считался богом-пророком, голосом которого являлось горное эхо. Он представлялся в виде атланта, держащего на плечах землю. Когда он шевелился, земля двигалась, и происходили землетрясения. Аналог астекского Тепейолотля.

Пишее - бог удовольствия и наслаждения. Аналогичен астекскому Макуильшочитлю.

Питао-Пихи - бог примет и предзнаменований.

Питао-Сих - бог бедности и неудач.

Коки-Лао - покровитель домашней птицы.

Питао-Пекала - бог сновидений.

Пикете-Синья - бог-летучая мышь.

Питао-Беселао (Питао-Песелао) - бог смерти.

Шонаши-Квекуйа - богиня смерти.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1209