В 80-х гг. XIX в. В. В. Андреевым совместно с инструментальными мастерами В. В. Ивановым, а затем Ф.С.Пасербским и С.И.Налимовым балалайка народного образца была усовершенствована. Впоследствии на ее основе создано семейство оркестровых инструментов хроматического строя - пикколо, сопрано (позже упразднены), прима, секунда, альт, бас и контрабас. Первое выступление "кружка балалаечников" состоялось в Петербурге в 1888 г., после чего усовершенствованная балалайка и балалаечные оркестры, а с 1896 г. балалаечно-домровые (получившие наименование великорусских) стали распространяться с необычайной быстротой по всей России. Успеху балалайки во многом содействовали дешевизна инструмента и легкость обучения игре на нем.
Особенно широкое распространение оркестры русских народных музыкальных инструментов получили в советское время. В их репертуар входят народные песни и танцы, произведения композиторов-классиков, советских и зарубежных авторов.
Балалайка рождена из полена.
Чтобы создать балалайку, надобно срубить елочку. «А почему не березку заломати?» — спросите вы. А потому, что у елочки самый высокий «акустический модуль». Заморская фирма «Стенвей» хвастает, что доски, из которых она точает рояли, пылились на складе пятьдесят лет. Нам столько ждать надоест. Может быть, вы еще не выкинули новогоднее древо. Если иголки отвалились, значит, елочка «дозрела». Итак, елочку надо расчленить на доски, а потом склеить так, чтобы получился треугольник. Это будет дека, лицо балалайки.
Балалайка строится без единого гвоздя. Клей делают на заводе «Клейтук». Но можно поискать и в личном холодильнике. Проведите в нем зачистку. Если в морозилке окопался кусок холодца — он и есть мездровый клей, который на заводе «Клейтук» делают из рогов, копыт и коровьих шкур. Разогрейте и клейте.
А чего, спросите, клеить? А днище. Для резонансу. В граненом днище балалайки и кроется секрет мастера Страдивари.В какой-нибудь Канаде из кленовой доски сделали бы клюшку, и дав-а-ай крушить борта, ломать ключицы. Мы, русские, — духовная нация, эту доску расслаиваем на семь частей. Как будто расчленяем бездуховный канадский гамбургер.Получим семь кленовых дощечек, грани нашего бриллианта.
Старик Страдивари, когда умер, секрета не сказал. Мастера-завистники скидывались на его скрипку, запирались где-нибудь в котельной и вскрывали, долго нюхали засохший клей, скоблили лак, лизали деку. Но тщетно. Все равно, как вскрывать грудную клетку и искать бессмертную душу. При Наполеоне, когда прогрессивная Франция сплотилась для зачистки России, некто Савар открыл секрет скрипки Страдивари. Вся штука в тональности. У богемского бокала, у крышки от люка, у летящей мухи и у штурмовика «Су-27» она есть. Средней жирности муха жужжит в тональности «фа». Тем более тональность есть у деревяшек, из которых делается скрипка. Страдивари доски по тональности подбирал.
Но две сотни советских умельцев не переняли мировой опыт. Поэтому звук у балалаек был тощим и каким-то стеклянным. Виноградов догадался: надо, чтобы каждая из семи кленовых граней отзывалась на определенную ноту. Так молодой мастер Виноградов и выиграл два всесоюзных (читай — всемирных) конкурса балалаек. Чем доска тоньше, тем звук ниже. Для Виноградова нота — это кучка опилок. «Вот, скажем, общий тон у балалайки — «соль». А шкуркой пройтись — станет «фа».
Чтобы придать корпусу балалайки завершенность, сзади приклеиваем «задинку». По технологии с нее вообще надо начинать.
Гриф балалайки принято делать из черного дерева. Чтоб инструмент играл на солнце и вообще играл, его кроют лаком.