Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Русские святые | Святые Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга | 23.06.2003
    23 июня 2003, 11:42
 
По материалам сайта Святая Русь

Святые Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга

Святой Равноапостольский князь Владимир

С именем святого князя Владимира связан ключевой момент в русской истории — Крещение Руси. Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном кн. Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с кн. Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах, причем в эти годы Владимир выказал себя яростным язычником: он возглавил поход против Ярополка-христианина и 11 июня 978 г., вступив в Киев, стал «единодержцем» Киевского государства. При нем произошло объединение русских земель, и славянские племена, проживавшие от Карпат и Немана до Белоозера, Оки и Волги, стали называться русскими. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений .военных походов и шумных пиров. Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной порой менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще в ней было слышно слово проповеди Христовой, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие языческое идолослужение, приходили на Русь и проповедники других религий.

Релевантные ссылки:

Преподобный Сергий Радонежский

История Смоленского княжества

Предание рассказывает, что, умудренный силою свыше, князь послал избранных мужей в разные страны, чтобы самим увидеть и испытать, как разные народы служат Богу и как «веру от дел своих показуют». Те же, все как следует испытав, достигли Цареграда, где, увидев благолепие Божественной Литургии, почувствовали себя стоящими не на земле, но на небесах. Имея в сердцах твердую уверенность, что вера греко-восточная воистину есть истинная, поскольку -священнодействие ее «паче всех иных великолепно», возвратились они в свое отечество, исповедуя перед лицом князя и старейшин: «Никтоже, вкусив сладкаго, восхочет горькаго, тако и мы не можем паки остати зде и служити кумиром».

Помимо духовного переворота, созревавшего в кн. Владимире силою Божественного Провидения, ведущего Русь к Крещению, возникли и особо благоприятные политические обстоятельства для связи Руси и Византин. Будучи не в силах самостоятельно усмирить мятежных полководцев Варду Склира и Варду Фоку, византийские императоры братья Василий и Константин обратились к русскому князю за помощью. В качестве награды за нее Владимир попросил руки сестры императоров Анны; это было для византийцев неслыханной дерзостью, но в создавшейся ситуации они не могли отказать. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать шесть тысяч варягов, принять Святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны.

Великий князь выполнил свою часть договора — послал войска и принял Крещение, но греки, обрадовавшись неожиданному избавлению, не торопились выполнить свою. «Видевше царие гречестии всю страну во тме идолослужения коснящу», пренебрегли князем, «яко кумиром служаща». Тогда возмущенный кн. Владимир, собрав свои силы, двинул их на греческий город Корсунь, древний Херсонес — оплот византийского государства на Черном море.

Одновременно он отправил своих послов в Константинополь. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства. Брак св. Владимира и бл. Анны был торжественно заключен прибывшим вместе с Анной на восстановление в Киеве Православной митрополии митр. Михаил. Приехав в Киев, св. Владимир и митр. Михаил крестили киевлян в Днепре: «Тмочисленный сонм мужей и жен, юнош и дев, та же незлобивых младенец с радостию течаху к реце Днепру, якоже ко Иордану, идеже крещахуся во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Однако князьям и проповедникам понадобилось немало усилий, чтобы победить язычество в Новгороде и других городах северной Руси.

Сам же св. князь с удвоенным пылом, против своего прежнего языческого служения и жизни в чувственных удовольствиях, стал осуществлять заветы Христовы. По всей Руси начали широко оказывать помощь бедным и больным. Равноапостольный Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. В Киеве на месте гибели первомучеников Феодора и Иоанна была воздвигнута Десятинная церковь во имя Успения Божией Матери, ставшая центром общерусского сбора церковной десятины, пожалованной Церкви св. князем.

Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви. Имя и дело св. Владимира, которого народ прозвал Красным Солнышком, отзываются во всей последующей истории Русской Церкви и государства. Празднование ев, князю было установлено св. Александром Невским 15 мая 1240 г., после победы над шведскими крестоносцами, одержанной помощью и заступничеством святого князя.

Святая Равноапостольская княгиня Ольга

По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа. Овдовев, кн. Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего 3 года. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Города застраивались и укреплялись; кн. Ольга положила начало каменному строительству (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги). Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит прежде всего через духовное просвещение.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, крестным отцом ее был сам император Константин Багрянородный. Имя св. Равноапостольной Елены было дано ей недаром; подобно матери имп. Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, св. Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Святая воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга основала город Псков; там ей было видение трех светоносных лучей с неба, и на том месте был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Однако византийский император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын Равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини Глеб и разрушены некоторые храмы, возведённые благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава. Скончалась Равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. и была погребена по православному обряду.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1338