Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Музыкальная культура старообрядцев. | М.Г.Казанцева | 23.06.2003
    23 июня 2003, 13:53
 

Релевантные ссылки:

Староверы! Ревнители древлего благочестия!

Обзор современного старообрядчества.

Старообрядчество и единоверие. (Александр Дугин)

По материалам сайта История и культура старообрядчества.

Музыкальная культура старообрядцев.

Музыкальная культура старообрядцев многогранна и составляет значительный пласт в истории культуры русского народа в целом. Музыкальные истоки их традиций восходят к первоосновам певческого искусства, связанного с профессиональным церковным пением Древней Руси и укоренившегося в богослужении всех старообрядческих конфессий. В то же время, живя в окружении "мира", они испытывают сильнейшее влияние народной музыкальной культуры. Эта культура, с одной стороны, влияет на их быт и обрядовую сторону жизни: свадьбы, календарный обряд и др. (особенно в крестьянской, заводской и, вообще, низовой среде), а с другой приводит к ассимиляции устной традиции. Включение ее в музыкально-певческий обиход, порождает такие необычные формы музыкального искусства, как например, покаянная лирика, духовные стихи, сатирические произведения, памятники театрального искусства и другие. Все эти стороны старообрядческой музыкальной культуры изучены в настоящее время недостаточно основательно, чтобы полноценно судить о значении старообрядческого наследия. Интерес к нему со стороны музыковедов был односторонним и сопутствовал вниманию исключительно к памятникам древнерусского певческого искусства, хранителями которого староверы оказались волею исторического случая. Среди исследователей, серьезно и профессионально занимавшихся музыкальной культурой старообрядцев следует назвать Н. Г. Парфентьева, Н. Денисова, Ф. Панченко, Н. Е. Денисову, С. Никитину и некоторых других, в работах которых определились основные направления в изучении книжно-рукописного и устного певческого искусства старообрядцев.

Старообрядчество является хранителем и продолжателем уникальных традиций древнерусского музыкального искусства - знаменного пения, демественного и путевого.

С конца XVII века после реформы певческих книг оно сосредоточило в своей среде значительный слой певческих рукописей, по которым отправлялось богослужение, велось обучение пению, составлялись службы. Но уже с XVIII века в связи с изменениями, коснувшимися самих старообрядцев, происходит пересмотр древнего певческого наследия, и старообрядцы становятся творцами и носителями самостоятельных традиций, которые, в первую очередь, отражаются в их рукописных сборниках.

В старообрядчестве уже с конца XVIII века происходит расслоение на несколько течений. Поэтому формируются разные центры, где благодаря музыкальной мысли и мастерству певчих формируются собственные локальные певческие версии обряда в соответствии с нуждами общины. Первые такие центры создаются при скитах уже в XVII веке. Авторитетнейшим из них в XVIII веке становится Выголексинский монастырь, где переписывались певческие книги, составлялись "Стихословия поемыя", определивший на два века традицию беспоповских согласий - поморцев и, впоследствии, федосеевцев и филипповцев, обосновавшихся в пределах Нижегородской губернии, Вятки, в Стародубье, а после разгрома в 1722 году керженских скитов - на Урале и в Сибири. Поморщина на Урале также утвердилась благодаря деятельности посланцев Выговской пустыни, в частности, Гаврилы Семенова Украинцева, который устроил в Невьянском заводе школу по обучению "крюковому пению" и хранил в Невьянске в поморском тайнике собрание книг. Школа его просуществовала до осени 1750 года. Большинство из беглопоповцев и часть поморцев, обосновавшихся вокруг Невьянского завода, впоследствии составили многочисленное часовенное согласие среди крестьянского и горнозаводского населения Урала.

В XIX веке появляются многочисленные музыкальные центры и скриптории в разных местах России: на Ветке, в Иргизском монастыре, в Петербурге, в Гуслицком уезде (Подмосковье), на Урале - Шарташ, Невьянск, Гагарье и другие в Сибири. Со второй половины XVIII века певческое дело переходит в низовую среду; певцами и создателями певческих рукописей становятся крестьяне, заводские рабочие и жители, городские низы. Они пишут певческие книги на заказ для горожан - обывателей, купцов, заводских, либо для собственных нужд, обучения мальчиков, для общины, для служебного обихода, "на обмен", для "монастырей" - скитов, которые в XIX веке превращаются в своеобразные центры беглого крестьянства. Такие книги стоили дорого, от 1,5 до 5 рублей серебром. Среда бытования певческих книг была весьма разнообразна: крестьяне, заводской люд, священники, казаки, купцы, солдаты - почти все сословия, за исключением дворянства. Можно выделить книги и по конфессиональному признаку.

К середине XIX века складываются типы певческих книг, в своем письме, художественном оформлении и музыкальном содержании указывающие на написание в той или иной конфессиональной среде. Так, классический высокохудожественный тип - поморский рождается на Выге. К концу XVIII века утверждается своего рода "канон" в его оформлении. Он становится образцом для всех общин поморского согласия, распространяясь на весь Север, Вятку, Урал и в Сибирь. Особенностью его является сложившаяся в течении XVIII века в поморщине манера письма - так называемый поморский полуустав и особая четкая манера написания крюков и "солей", а также возникший на основе роскошного московского барокко второй половины XVII века тип украшений с его цветовым решением.

Поморский орнамент отличается изящностью проработки. При раскраске использовались благородный зеленый и малиновый тона с чередованием золота. Черные контуры рисунка подчеркивают его стилистическую основу (книжную гравюру). Титульный лист, как правило, украшался барочной заставкой-рамкой, занимавшей подчас целый книжный разворот, внутри которой вязью или специфическим для поморских рукописей орнаментированным полууставом сообщалось название певческого сборника, иногда помещались миниатюры.

Справа от заставки-рамки нередко помещалось изображение цветка (иногда он удерживался в руке). На вершинах рамки и цветка изображались птицы с ягодами в клювах.

Начало каждого нового раздела рукописи отмечалось менее сложной в художественном изображении заставкой, орнаментированным киноварным инициалом. В таком виде он дошел и до наших дней. На Выге этот декор дополнялся также акварельными тонко выполненными в пастельных тонах, с портретами духовных авторитетов поморцев Андрея Денисовича, Семена Денисовича, Ивана Ковылина.

В беспоповских согласиях в XIX-XX веках весьма распространенным книжным стилем становится так называемый "гуслицкий". Он сложился в Гуслицкой волости Богородского уезда. К середине XIX века Гуслицы, а также находившиеся рядом деревни Заполица, Мясцево, Беливы стали центром переписки для поповских согласий. Здесь работали артели, выпускавшие в несколько рук в течение одного года не менее 100 экземпляров в год. Гуслицкий орнамент отличался от детализированного поморского более свободными конструкциями широколистных трав, которыми с помощью тонкой штриховки придавалась объемность в извивах. Выполнялся он яркими многоцветными красками с обилием золота.

Заставка-рамка "гуслицкого письма" занимала титульный лист полностью. Цветок же помещался на обороте справа или слева от текста первого песнопения, который начинался огромным, в половину листа, а то и в лист орнаментированным инициалом. Разделы книг обозначались заставками из вьющихся широких листьев. Тексты писались круглым, слегка вытянутым полууставом с четким разделением на слоги. Книги заключались в пышные переплеты из тончайшего сафьяна с золотым тиснением. Обрезы покрывались золотом и чеканным узором.

Эти типы книжного оформления послужили образцом для писцов локальных центров. На местах рядовые старообрядцы, не имея возможности их купить, копировали тот или иной стиль и создавали в более огрубленном виде свои списки.

Федосеевцы со временем выработали свой, более упрощенный стиль. Во второй половине XIX века и начале XX века появляются замечательные образцы орнаментики и иллюстрирования. Там где традиция замирала, особенно в поповских согласиях, художественное оформление, например, в крестьянской среде низводилось до уровня примитива.

Книги переплетался по-старому, доски обтягивались кожей с тиснением, застежки выполнялись из металла.

Переплетчики и писцы оставляли на страницах книг личные записи, штампы и даже экслибрисы.

Из всех согласий только филипповцы не имели певческих книг, поскольку пели по напевке, т.е. устно, считая пение по "солям" - антихристовым измышлением.

Создание списков певческих памятников представителями различных старообрядческих согласий, в каждом из которых были своя певческо-исполнительская практика, несомненно, отражалось на грамотности, репертуаре песнопений, составе книг. Изменения состава, в свою очередь, способствовали появлению возникновение новых типов рукописей.

М.Г.Казанцева


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1339