Международное Евразийское Движение
Евразийская миссия Н.Назарбаева | Судьба искусства | Дугин
    25 августа 2004, 20:23
 
А.Дугин

ЕВРАЗИЙСТВО, ГЛОБАЛИЗМ И СУДЬБА ИСКУССТВА

(интервью казахскому художнику и культурологу)

- Конвергенция и глобализация - это разные вещи?

Это разные вещи. Конвергенция была идеей объединения двух идеологических систем: капиталистической и социалистической, а глобализация - это универсализация одной единственной модели. Никакого второго полюса здесь нет. Con-vergence - это "со-единение", "со-четание", "с-лияние". В глобализме ничто ни с чем не сливается, не соединяется… Есть единая глобалисткая матрица, основанная на атлантистской, американской модели, и она навязывается всем остальным.

- А искусство?

Об искусстве мы сейчас вообще не говорим, искусство - это особая сфера, потому что её значение в этих процессах равно нулю, с моей точки зрения. В отличие, скажем, от известного российского сторонника продвижения современного искусства, галереиста Марата Гельмана, я глубоко убеждён, что сегодня вопрос культуры просто не стоит вообще, то есть это анахронизм.

- К сожалению…

Это не случайно. Если мы возьмём американского социолога Даниэла Бэла, автора концепции постиндустриального общества, то всё станет понятным. Он утверждает, что искусство и культура препятствует развитию технологической цивилизации. То есть культура - антипрогресс: "Либо прогресс, либо культура", - говорит Даниэл Бэлл. Так как архитекторы "нового мирового порядка" однозначно стоят на стороне технологии, соответственно, они занимают позиции жёстко против культуры. Культура это - элемент, в общем, ещё старого человечества, человечества мыслящего, духовного, не клонированного, не абсолютно технологического. Человечество постиндустриального общества должно по определению минимализировать аспект культуры. Это не случайное явление - минимализация культуры, это наоборот выражение определённых объективных процессов, которые с нашей точки зрения - с точки зрения противников однополярной глобализации -являются злом, поэтому мы стоим на стороне культуры, а глобализм, чего не понимает Марат Гельман, рано или поздно, приведёт к отмене галерей и геноциду художников.

- Вы идеологически и идейно обеспечивали многие российские политические проекты. Почему вы всё это оставили и решили создать собственное, международное "Евразийское Движение?"

Самое неприятное во всех предыдущих политических проектах, что столько много хороших позитивных идей загажено. Поняв, что больше уже невозможно делегировать идеи разным неподходящим людям, либо ярким первертам, либо ограниченным чиновникам, я поставил точку в этой стратегии, свойственной моему темпераменту философа, идеолога, мыслителя - быть немного в стороне от прямой политики. Я понял, что отчуждение и искажение идей будет повторяться постоянно. Поэтому свой новый проект я решился возглавить лично: это международное "Евразийское Движение". Отныне я сосредоточил мои усилия на этом. Сегодня евразийство - это самое главное. И для России и для стран СНГ, в первую очередь для Казахстана, и шире, для всего мира: это альтернативная стратегия, философия многополярности и баланса мировых сил. Евразийство вышло за рамки только философии, на глазах становится политической практикой.
Ось Москва-Астана это самое высшее проявление современного искусства. Ее-то и следует нам всем созидать общими усилиями. Это становой хребет Евразии, Евразийского Союза.

Казахстанская газета "Эпоха", 10 мая 2003 г.,
интервью брал Канат Ибрагимов


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/1924