Международное Евразийское Движение
Аналитика | Политком.ru | Русское старообрядчество | 12.02.2004
    24 августа 2002, 19:10
 

Алексей Макаркин

РУССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ПРАГМАТИЗМА

Опубликовано: "Политком.Ру"

Новым старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси избран 53-летний владыка Андриан (в миру Александр Четвергов), ранее занимавший Казанскую кафедру. Самого младшего по хиротонии (епископом он стал только в 2001 году) старообрядческого архиерея поддержали 167 участников Освященного собора Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), который состоялся в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы. За другого кандидата, 78-летнего епископа Иоанна (Витушкина) высказалось лишь 58 соборян - впрочем, он еще до голосования заявил о своем нежелании возглавлять церковь ввиду преклонного возраста и болезни. Выборы состоялись после кончины 31 декабря прошлого года митрополита Алимпия, управлявшего РПСЦ в течение почти восемнадцати лет. 12 февраля прошла торжественная церемония настолования (интронизации) нового митрополита.

Для большинства россиян старообрядчество ассоциируется с драмой XVII века: протест против поспешных нововведений Патриарха Никона, суриковская боярыня Морозова с непримиримым двуперстием, мученически гибнущий за "старую веру" протопоп Аввакум… Однако старообрядчество и поныне является существенным фактором в российском христианстве. Впрочем, оно не едино - как не един любой "раскол", распадающийся на множество "толков", сторонящихся, а то и проклинающих друг друга. РПСЦ - крупнейшая старообрядческая структура в современном мире, насчитывает около 250 приходов на территории России и имеет собственную иерархию, основанную еще в 1846 году, когда к старообрядцам перешел митрополит Босно-Сараевский Амвросий, посвятивший затем для них на территории тогдашней Австрии двух архиереев (в России подобная акция была бы уголовным преступлением). Кстати, именно из-за единоличного действия владыки (по канонам положено, что епископа рукополагают два иерарха) часть старообрядцев до сих пор не признают РПСЦ и имеют свою "древлеправославную" иерархию, созданную уже в ХХ веке. А многочисленные беспоповцы отделились еще в XVIII столетии и солидарны с другими старообрядцами лишь в решительном отрицании Патриаршей церкви да в приверженности к священным текстам дониконовских времен.

Но вернемся к РПСЦ, иерархия которой сейчас состоит из пяти архиереев, а прихожане проживают в России, Ближнем Зарубежье (Украина, Молдавия), Австралии, Германии - для немецких верующих в 2002 году создана Аугсбургская епархия, возглавляемая перешедшим от греков-старостильников владыкой Амвросием (Михаэлем Герцогом). Как наиболее организованная и многочисленная старообрядческая организация она подвергалась самым значительным гонениям со стороны властей вплоть до начала ХХ века - ее обвиняли в "чужеродности", иностранном (австрийском) происхождении. В 1905 году наступило время свободного служения, хотя и с определенными ограничениями. Февральская революция эти ограничения сняла, зато при советской власти старообрядцы оказались вновь в положении гонимых, разделив судьбу других конфессий. Показательно, что в 1971 году Патриаршая церковь признала старые обряды равноспасительными, тем самым "реабилитировав" их приверженцев. Однако РПСЦ отнеслась к этому жесту весьма сдержанно - по ее мнению, именно она является истинной церковью, а решение "никониан" - это их личное дело. Вот если Патриаршая церковь принесет покаяние перед РПСЦ и согласится признать свою вековую неправоту - тогда можно и подумать, "простить" ли заблуждавшихся. "Старообрядчество является живым укором для никонианской церкви за ее неискупленный, нераскаянный грех", - полагает новоизбранный митрополит Андриан. Неудивительно, что такая позиция воспринимается в Патриархии без всякого энтузиазма.

И гонения властей, и сложные отношения с "церковью большинства" наложили свой отпечаток на облик РПСЦ. Многие ее священнослужители не получили достаточного образования, являясь самоучками. Они с крайней осторожностью относятся к мирским делам, стараясь сторонится их елико возможно. Свою задачу они видели (и видят) в сохранении всех элементов традиции, полученных от предков, в "герметичном", привычном мире. При этом речь идет не только о принципиальных вопросах, но и о конкретных способах общения с нынешними и потенциальными прихожанами. Ведь традицию можно отстаивать по-разному, в том числе и адресуя свою проповедь пастве, которая духовно сформировалась уже в современном мире и не всегда воспринимает стилистику, свойственную середине ХХ века. Однако воспитанным в условиях гонений священнослужителям было сложно "менять стиль" в сторону большей открытости.

Ярким представителем этой части духовенства РПСЦ и являлся покойный митрополит Алимпий. Таковы же и многие представители его окружения (среди которых существенную роль играли родственники), и епископ Иоанн, один из кандидатов в митрополиты на прошедшем Соборе. Если бы соборяне поддержали эту линию, РПСЦ в лучшем случае была бы обречена на стагнацию при иммобильном владыке Иоанне, который, как отмечалось выше, сам не особенно хотел возглавить церковь. А в худшем - стала бы сектой, прибежищем для самых ретроградных элементов, покидающих Патриаршую церковь - тех, кто считает ИНН "числом дьявола", проклинает Интернет как зловредную масонскую сеть и шарахается от новых российских паспортов. Такая перспектива была вполне реальной - ведь на Освященных соборах ряда последних лет именно из ближайшего окружения покойного митрополита звучали голоса за то, чтобы призвать паству к отказу от ИНН, что угрожало не только внутрицерковной смутой, но и серьезным конфликтом со светскими властями. И такие умонастроения имеют под собой почву, так как используют потребность части старообрядцев в "герметичном" мире.

Однако "сектантской" линии противостояла другая, которую можно условно назвать прагматической. Ее опорой стали образованные люди, пришедшие к старообрядцам в течение последних десятилетий. Было бы странно называть их либералами - скорее, можно говорить о здравомыслии. Этих людей привлекает в старообрядчестве верность традиции, строгое следование правилам предков: крестить только в три погружения, а не "обливательно", безусловно исполнять древний церковный устав. Многие пришли к старообрядчеству через увлечение унисонным пением, которое как небо и земля отличается от "итальянских концертов", свойственных богослужению XVIII века, и от "козлогласия" нерадивых современных певчих, и от увлечения внешним блеском, свойственного иным "солистам"-диаконам. Таких неофитов не пугает, а скорее привлекает нравственный ригоризм "староверов", их принципиальный отказ от курения употребления спиртных напитков. Но для интеллигентных старообрядцев немыслимы отказ от уплаты налогов для того, чтобы бежать от "числа зверя", или, к примеру, борьба с Интернетом. Они идут в церковь, а не в секту, дистанцируются от того, что в современном мире им представляется греховным, но не желают оказаться вне общества и бежать в леса от цивилизации.

Именно такая позиция возобладала на нынешнем Освященном соборе. Отметим, что владыка Андриан - не только самый молодой из старообрядческих иерархов, но и единственный из них, имеющий высшее образование (выпускник авиационного института). Священный сан он получил лишь в 1999 году, однако до этого в течение тринадцати лет был на церковной работе: занимался реставрацией, возглавлял церковную общину. "Наше поколение также немало потрудилось для реанимации, буквально, умирающей (я говорю о Казани) старообрядческой общины, лишь только мы почувствовали ослабление нажима во время перестройки. И сейчас, слава Богу, жизнь есть, и жизнь продолжается. В церковь ходит молодежь, причащается много детей", - вспоминает владыка Андриан о своей деятельности в то время.

На Освященном соборе 2001 года нынешний митрополит решительно выступил против того, чтобы считать ИНН "первым этапом внедрения печати антихриста". За время управления Казанской епархией владыка проявил себя как деятельный архипастырь: провел молодежные епархиальные съезды, организовал выпуск альманаха "Благовестник древней веры". Немаловажно для старообрядцев и то, что новый митрополит известен как иконописец - это творчество является важной частью церковной традиции.

Новому главе церкви предстоит решить немало сложных проблем. Это, в частности, вопрос о судьбе приверженцев его предшественника, которые не восторге от его избрания, но при этом занимают ключевые посты в церковной структуре (в первую очередь, речь идет о влиятельном настоятеле Покровского кафедрального собора о. Леониде Гусеве - родном брате почившего владыки Алимпия). Очевидно, что новому митрополиту, выходцу из провинции, будет непросто наладить отношения со своего рода старообрядческой "курией", сложившейся в течение 90-х годов.

Еще одна тема, доставлявшая немало треволнений еще митрополиту Алимпию - осложнившиеся в последние годы отношения с другой старообрядческой митрополией - в Румынии, меньшей по количеству приходов, но исторически пользующейся "первенством чести". Напомним, что московский владыка получил сан митрополита совсем недавно - в 1988 году - а румынская Белокриницкая митрополия основана более 150 лет назад митрополитом Амвросием, которого РПСЦ причислила к лику святых. Улучшению отношений никак не способствовал тот факт, что недавно в подчинение к "румынам" без санкции своего священноначалия перешел энергичный кишиневский епископ РПСЦ Зосима (Еремеев).

Отдельная проблема - "политический фактор", то есть отношения с "евразийцами" Александра Дугина, который, будучи прихожанином Патриаршей церкви (ее специфической составной части - единоверия, представители которого придерживаются "старых обрядов"), активно пропагандирует сближение с РПСЦ как хранительницей древних традиций. Владыка Андриан известен своим интересом к деятельности Дугина: так, он оказался единственным старообрядческим архиереем, который направил приветствие учредительному съезду партии "Евразия". Впрочем, неясно, насколько позиция владыки определяется идеологическими симпатиями к "евразийству", или же его отношение к дугинцам объясняется стремлением к диалогу с силами, которые симпатизируют старообрядчеству. Так или иначе, но подобные контакты одобряются далеко не всеми в РПСЦ - некоторые ее клирики и прихожане обвиняют дугинцев в "масонстве", а избрание нового митрополита рассматривают как "успех Дугина". Очевидно, что все это создает основу для дальнейших нестроений в церкви.

Однако, несмотря на все проблемы, избрание владыки Андриана можно рассматривать как шаг, открывающий перед РПСЦ новые перспективы, способные привлечь в церковь большее, чем сейчас, число интеллигентных верующих. Возможно и постепенное повышение образовательного уровня клира. Вряд ли можно ожидать конфликтных отношений между церковью и государством, хотя претензий к последнему у РПСЦ немало. И касаются они не надуманной темы ИНН, а вполне реальных вопросов возвращения собственности, которую старообрядцы имели до смуты 1917 года.

Владыка Андриан не будет делать из церкви секту, но и не намерен совершать революционные изменения в ее жизни. "Мы не идем на поводу у времени, не приносим в угоду мирским потребностям свои принципы", - подтверждает верность опыту предков новоизбранный митрополит.

12.02.04


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/201