В Астане было подписано соглашение о сохранении государственных тайн.
В первую очередь это позволяет спецслужбам республик работать в формате 6
государств. Дважды в 2004, еще не подписав этого соглашения, ОДКБ проводила
операции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в ходе которых оперативный
состав собирался и работал по единому сценарию из единого пункта управления.
Немало делается по противодействию возникающим угрозам – террору, наркотикам,
оргпреступности, миграции, техногенным катастрофам.
ОДКБ – евразийская организация. Упрощая, концепция Евразийства,
сформулированная Трубецким и его соратниками, своим исходным пунктом
имела осмысливание и анализ причин поражения Белого движения. Лев Гумилев
пришёл к теории Евразии другим путём – его понимание Евразии, сформулированное
в 1927 году, и сегодня звучит актуально.
Но на практике евразийская интеграция проходит плохо. Это связано с
существованием тенденции объединения государств в различные союзы. Замысел
не всегда приводит к желаемому. Действительно, вызывает некоторое смущение
большое количество интеграционных объединений. В этом нет ничего плохого,
но дело в том, что, как признал Президент России Владимир Путин, по
отношению к ним не разработана четкая политика. Простой пример: Шанхайская
организация сотрудничества создавалась как экономическая организация, сейчас
же ее первостепенная задача – террор. Центрально-Азиатский Экономический
Союз – тоже экономическая организация, но и она занимается террором. В СНГ
есть антитеррористический центр, но именно в том плане, в котором нужно,
он, к сожалению, не работает. И ещё многое в этой сфере достойно критики.
Существование всех этих организаций не оспаривается, но только в
условиях четкой иерархии: должно быть строго определено, кто и чем
занимается, в какой степени. Показательный пример. В марте 2004 ОДКБ
собирала специалистов по террору из служб безопасностей и Министерств
внутренних дел. Возникла необходимость определиться со списком преследуемых
террористических организаций. Его составление привело бы к созданию единой
базы данных. В принципе, соглашение было достигнуто, но дело осложнил
существующий в формате СНГ Совет руководителей органов безопасности –
дублирование этого совета в формате ДКБ не прошло. Не оставалось
ничего другого, как начать маневрировать и пытаться создать требуемый
совет на уровне первых руководителей, на уровне Департаментов. Таких
осложнений не было бы, если бы существовала четко установленная
иерархия.
И в заключении о СМИ. Нередко сталкиваешься с таким в работе,
что не иначе как отрежессированной пиар-кампанией и назвать нельзя.
Против неё следует даже внести протест в проект коллективной резолюции.
Простой пример. Каждый телеканал непременно сообщит, если где-нибудь в
Колумбии задержат местного наркобарона с парой килограммов опия. Когда
же в 2004 году государства ОДКБ провели операцию «Канал», в ходе которой
были конфискованы две тонны наркотиков, это не прошло ни по одному
телеканалу.
Плохо поставлен и культурный обмен между государствами ОДКБ.
Существует недостаток информации даже о соседних с Россией народах.
Киргизия же и Таджикистан, так и вовсе вспоминаются лишь тогда, когда
идёт речь о военной базе. ОДКБ нужно проявить больше активности в
своей деятельности, и её необходимо больше освещать в прессе. Помощи,
скорее всего, ждать неоткуда, всё необходимо делать самим.
Подготовлено на основе выступления
на Первом Российско-Белорусском евразийском форуме в Москве