Международное Евразийское Движение
Материалы | Отец Всеволод Чаплин | Униаты развалили Советский Союз | 24.12.2004
    24 декабря 2004, 16:44
 

Отец Всеволод Чаплин

УКРАИНСКИЕ УНИАТЫ РАЗВАЛИЛИ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Я бы остановился на двух аспектах, которые мы сегодня обсуждаем, аспектах, близких друг к другу. Первое – духовные и церковные связи, которые есть между двумя народами, между нашими странами. И эти связи, как мне кажется, нужно особо ценить. Нужно помнить о том, что Русская православная церковь Московского Патриархата осталась практически единственной общественной силой, единственным сообществом, которое не разделилось на постсоветском пространстве после распада единого государства. Мы знаем, что есть исключения из этой ситуации, есть самые разные раскольнические группировки, которые действуют, в том числе и с недавнего времени в Беларуси. Но, тем не менее, абсолютное большинство верующих осталось в единой церкви. И как я уже сказал, этот момент нам нужно ценить.

Нужно поддерживать церковное единство, в том числе не только на уровне декларации, а на уровне практических мер, таких как паломничество белорусов к российским святыням, которые бывают сегодня, к сожалению, реже, и которые нужно развивать. Здесь могут быть и съезды духовенства, моменты общения пастырей, архиереев друг с другом не только, например, в рамках Архиерейского Собора, которые бывают раз в четыре года, но и в рамках мероприятий, которые могли бы происходить с участием государственных и общественных организаций, вроде Евразийского Россиско-Белорусского Форума.

Мне думается, что при самом добром отношении к разным конфессиям, к разным религиозным структурам, мы должны не бояться заявлять об избирательной поддержке именно тех религиозных сообществ, которые работают на единство России и Беларуси. Когда встает вопрос о равном отношении, например, к Православию и к Унии, мы ясно должны понимать, что униатство является фактором, который прямо противоположен единству наших народов.

Отец Всеволод (Чаплин)
Отец Всеволод Чаплин : "Идеал единства общества, единства народа, власти и церкви и других религиозных объединений - идеал, противоположный плюрализму. Плюрализм – это болезнь, это греховное состояние общества, соревновательная демократия является признаком разделенности. А любая разделенность есть грех и зло".

Релевантные ссылки:

Отец Всеволод (Чаплин): «Церковь – это все крещёные православные христиане…»

отец Всеволод на празднике Богоявления в Михайловской Слободе

Недавно Митрополит Кирилл сказал, не очень публично, но я его в более мягкой форме процитирую: "Униаты развалили Советский Союз, и если бы не было Унии на Украине, то Кравчук не повел бы себя так, как он повел в 1991 году под воздействием радикальных националистических сил, которые были униатами, которые вдохновлялись политической культурой, связанной с унией, связанной с греко - католицизмом".

Давайте вдумаемся в это обстоятельство. Действительно, поведение президента Украины стало основным фактором, который сыграл роковую роль в процессе распада Советского Союза, и это поведение, в общем-то, определялось теми крайними националистическими силами, которые были поставлены у власти и у кормила общественных процессов на Западной Украине поляками в 1596 году, когда возникла уния.

Когда мы говорим об интересах наших народов, когда мы говорим о том, как государство и общество должны строить отношения с теми или иными религиозными структурами, мы должны переходить и не бояться переходить на принцип избирательности, который должен учитывать, какие внешние силы поддерживают ту или иную религиозную структуру, насколько эта структура действует в интересах наших народов, и, конечно, в том числе должны учитывать соображения, связанные с объединением России и Беларуси, которое нельзя игнорировать ни в одной сфере. Сегодня была названа информационная сфера, была названа политика, была названа экономика. Религиозную сферу, как сферу самых важных, самых корневых чувств и мыслей людей тоже не нужно в данном вопросе сбрасывать со счетов.

Второе, о чем хотелось бы сказать, как уже многими было сегодня заявлено, невозможно рассматривать ситуацию российско-белорусского союза вне европейского, евразийского и глобального контекста. Я, может быть, поспорю с Дугиным, в том смысле, что сегодня вряд ли возможна автаркия в рамках отдельного государства, сегодня вряд ли возможна полная политическая самостоятельность, полная политическая отделенность того или иного государства от остального мира и, по крайней мере, от ближайших государств. То, что мы все же ищем объединения Белоруссии и России в единое государство, это еще раз говорит о том, что государство, то или иное, даже самое сильное, такое как США, не может сегодня жить в вакууме, не может строить свою политику без сотрудничества с другими государствами. Это с одной стороны. С другой стороны, мне думается, что для того, чтобы нам не стыдиться своей политической культуры перед остальным миром, не оправдываться перед ним за то, что у нас есть отличающиеся политические модели, политические отношения, не доказывать всю жизнь, что мы такие же демократы, как Запад – для этого нам нужен здоровый идеал. Исходя из него, нужно объяснить, в том числе Западу, надеясь на то, что здоровые силы на Западе смогут нас понять и перестать думать о нас, как просто об отсталых народах, об отсталых людях, которые по каким-то иррациональным причинам стараются сдерживать все то доброе и хорошее, что Запад нам несет. Идеалу, или набору идеалов, или иерархии идеалов, которые нам сегодня навязываются извне, нам нужно противопоставить не самооправдание, не извинения, не робкие речи перед лицом всемогущего судьи, а свой положительный идеал, который может быть укоренен в Священном Писании, в Библии, может быть укоренен в духовном наследии нашей культуры. А нашу культуру на Западе уважают и понимают. Но такой идеал, который дал бы понять, что мы не ищем чисто шкурных интересов, и не пытаемся подавлять свободную волю своих народов. А то, что это воля, вместе с волей народа и волей государства направлена к осуществлению некоторой доброй цели.

Чем может быть идеал? Я абсолютно убежден, что это может быть идеал единства, и этот идеал очень крепко укоренен в Священном Писании, в Библии, в Коране. Идеал единства общества, единства народа, власти и церкви и других религиозных объединений - идеал, противоположный плюрализму. Плюрализм – это болезнь, это греховное состояние общества, соревновательная демократия является признаком разделенности. А любая разделенность есть грех и зло. Выдвинуть альтернативу разделенности, альтернативу соревновательности, политическую альтернативу плюрализму, мне кажется можно, если мы сможем выразить эти идеи внятно и убедительно.

Российско-белорусская интеграция и интеграция в рамках СНГ должна найти своих пассионариев. Может быть, независимых от государств. Это не обязательно должны быть действующие политики, но должны быть люди, которые способны выразить положительный идеал евроазиатского пространства, евразийских народов, выразить его, как уже было сегодня сказано, понятно, увлекательно, модно, интересно, так, чтобы этот призыв смогли услышать и наши народы, и открытые к положительному диалогу силы на Западе, а такие силы есть.

Выступление на Первом Евразийском
Российско-Белорусском Форуме
октябрь 2004 г.
Посольство Беларуси в России

Беларусь евразийская  - спецпроект портала Евразия

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2144