Международное Евразийское Движение
Материалы Учредительного съезда "Евразии" | о.Ильин | 31.05.2002
    26 августа 2002, 23:06
 

ВЫСТУПЛЕНИЕ о. АНТОНИЯ ИЛЬИНА,

секретаря Отдела Внешних Церковных Связей МП РПЦ
Дорогие братья и сестры!

Позвольте мне поприветствовать от имени священноначалия Русской Православной Церкви всех собравшихся в этом зале: делегатов съезда и лидеров движения «Евразия».
Регистрация партии «Евразия», на самом деле, решение глубоко органичное.


Тот огромный философский и исторический потенциал, который евразийская идеология к сегодняшнему дню имеет, несомненно, должен был в какой-то момент воплотиться в конкретные структурные формы, для того, чтобы идея стала реальной программой к действию.
Отношение Русской Православной Церкви к политическим партиям всем хорошо известно: мы открыты к диалогу и сотрудничеству со всеми людьми доброй воли, со всеми политическими партиями и движениями, не отождествляя и не противопоставляя себя кому-то конкретно.
Люди, исповедующие Православие, могут реализовывать различные политические выборы и принадлежать к совершенно разным партиям и движениям.
Приветствуя сегодня создание партии «Евразия», я хочу еще раз подчеркнуть, что Русская Православная Церковь не отождествляет себя ни с одной политической платформой, но открыта к деятельному соработничеству со всеми здравыми силами нашего общества.
Говоря о евразийстве, нельзя не отметить, что евразийская идеология, безусловно, укоренена в православной традиции. Евразийство является выражением православной национальной патриотической мысли, и насчитывает уже практически столетие своего существования. А если считать предтечами этой идеологии философов-славянофилов, то получается гораздо больший временной период.
Мне хотелось бы, находясь в этом зале (фактически, под сенью куполов Свято-Даниловского монастыря), сказать следующую дерзновенную фразу. Истоки евразийства находятся очень глубоко, поскольку духовным предтечей евразийства можно считать и Святого благоверного Александра Невского. Он еще в XIII веке сделал тот геополитический выбор, который был понят далеко не всеми его современниками и принят далеко не всеми его потомками. Александр Невский тогда действовал в условиях конфликта (как говорят сейчас) двух цивилизационных проектов, и им был сделан выбор в пользу союза леса и степи, в пользу союза Руси и Орды.
Другой тогдашней альтернативой был союз и поддержка Запада, за которым, на самом деле, стояла идеологическая и цивилизационная экспансия. Все было во многом так же, как и сегодня.
Благоверный Князь Александр Невский предпочел внутреннюю свободу, внешнему принуждению и зависимости. Как мы можем видеть спустя уже века, что в то время, когда московская Русь достигала своего расцвета, этот выбор был исторически провиденциальным.
Мы находимся сейчас рядом со стенами Свято-Даниловского монастыря. Князь Даниил Московский, как мы знаем, был внуком Александра Невского и продолжал эту идею строительства евразийского центра, тогда еще в маленьком и мало кому известном городе Москва.
Спустя века, вспоминая слова о том, что «Москва — это Третий Рим и четвертому не быть», становится видно, что вся идеология Московской Руси как Святой Руси, по сути, является евразийской идеологией. И на самом деле не так уж много меняется с течением веков: меняются внешние формы, но основное противостояние остается тем же самым.
На одном полюсе — традиционное сообщество, на другом полюсе то, что сегодня облекается в форму глобального мондиалистского либерального проекта, претендующего на то, чтобы быть эсхатологическим свершением всей человеческой истории.
Сегодня много раз звучали слова «традиционная религия», «традиция»… За ними стоит очень важная духовная и цивилизационная реальность.
Действительно, народы нашей страны, будь то великороссы, будь то тюркские народы, являются носителями традиционных ценностей, являются традиционными сообществами, ориентированными не на материальное преуспеяние, а на вертикальные ценности. Ведь отношение с Богом, глубинное восприятие сакральных архетипов своей цивилизации конструирует и все отношения в социуме и традиционном сообществе.
Когда сегодня говорят о правах человека, порой полностью забывают о правах на защиту духовной и культурной идентичности традиционных сообществ. С этой точки зрения, евразийский проект является, конечно, выражением такой глубинной потребности традиционных сообществ Евразии на сохранение идентичности.
Сегодня часто говорят о многополярном мире, и это стало уже довольно типичной внешнеполитической риторикой. Однако, мы прекрасно понимаем, что подлинную многополярность с подлинным полюсом и центром Евразия реализует только тогда, когда будет цивилизационным центром. Лишь тогда, когда мы осознаем себя носителями традиционных ценностей.
Я думаю, что потенциал партии «Евразия» этому очень соответствует. В общепартийных документах, в идеологии партии «Евразия», на самом деле, есть много параллелей с основами социальной концепции Русской Православной Церкви: и в отношении проблем глобализации и глобализма, и в отношении СМИ, и по проблемам труда и собственности.
Я думаю, что это не случайно. В сердцах многих православных верующих мирян эти идеи найдут свой отклик, и они, вместе с нашими братьями из других традиционных религий, будут совместно работать в осуществлении этого евразийского проекта.
По многим направлениям и культурным программам мы – Русская Православная Церковь – готовы сотрудничать с партией «Евразия». И это сотрудничество во многих направлениям и разных формах уже осуществляется и будет далее продолжать осуществляться.
Мне хочется еще раз пожелать успеха работе Съезда и помощи Божьей и выразить надежду, что, действительно, в ближайшем будущем партия «Евразия» займет достойное место в политической жизни нашей страны.

Благодарю.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/222