Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Алексей Шапиро | Этические нормы поведения в империи Чингисхана | 19.09.2005
    20 сентября 2005, 12:41
 
Чингисхан принимает сановников

Релевантные ссылки:

Чингис-хан и Монголосфера

Йохр – великий евразийский обряд

Этические нормы поведения в империи Чингисхана
как консолидирующий фактор монгольской культуры

Вопрос о том, что определяет самосознание этносов, что составляет этническую доминанту - один из самых сложных в этнологии и этнопсихологии. По мнению этнопсихолога Светланы Лурье, в самосознании каждого этноса можно выявить следующие константы:

  1. локализация источников добра,
  2. локализация источников зла,
  3. представление о способе действия, при котором добро побеждает зло,
  4. представление о вероятности, с которой добро побеждает зло (эту константу добавляет Татьяна Стефаненко: Стефаненко, 2003. С.139).

По нашему мнению этническую доминанту определяют господствующие в обществе представления о добре и зле. Эти представления формируют мировоззрение, идеологию, мировосприятие этноса, задают нравственные нормы поведения. Этические категории и соответствующие им нормы поведения оказывают влияние на формирование культуры этноса, в том числе и на материальную культуру. Религиозные преставления о структуре мира и природе абсолютного добра - Боге отразились на архитектуре храмов, на ремесленных изделиях, на конструкциях погребальных сооружений.

 

 

 

Архивы Евразии

Парламент Казахстана

19.09.2004 - Наблюдатели от МЕД на выборах в парламент Казахстана. Работа группы в Астане. Пресс-конференция по поводу выборов

При рассмотрении представлений о добре и зле в монгольском обществе эпохи Чингисхана можно прийти к выводу, что в силу ряда факторов завоевательные походы были для монголов благом, добром. Монголы были убеждены, что Небо даровало им весь мир, что их миссия - установление мирового порядка для достижения счастья-благодати. Великодержавная монгольская идея повлияла и на нормы поведения монгольского общества в эпоху Чингисхана.

Концепция, оправдывающая претензии монголов на мировое господство, отразилась в посланиях монгольских ханов иноземным государям. В этих грамотах монгольские ханы приказывали им безоговорочно покориться и признать власть великого хана.

Замысел «татар» состоит в том, чтобы покорить весь мир, писал Плано Карпини.

Монголы свято верили, что все земли от восхода до заката, уже были им дарованы Вечным Небом. Народы, которые не признавали этих претензий, рассматривались как мятежные, они подлежали уничтожению. Послов чужих стран монголы рассматривали не как важных персон, а как представителей потенциальных даннических народов. Отсюда те унижения, на которые жаловались посланники европейских государей и миссионеры. Послы были обязаны раздавать подарки монгольским «чиновникам». Без подношений они даже не могли вручить послание от своих государей. Иностранные послы, были обязаны соблюсти обряды: пройти очищения огнем, поклонится духу Чингисхана (Плано Карпини, 1997. С. 36). Посольский этикет был, по своей сути, обрядом для выражения покорности монгольским ханам.

Монголы, несмотря на свою веротерпимость, жестко навязывали покоренным народом свои обычаи, так как в их соблюдении видели залог покорности, залог стабильности монгольского порядка. Представителей покоренных народов нарушавших постановления Великой Ясы, жестоко наказывали.

Плано Карпини обвинял монголов в коварстве и лживости (Плано Карпини, 1997. С. 41). Притворное бегство монголов, европейцы расценивали как обман и не допустимое с точки зрения этики войны средство. Для монголов, этот был традиционный тактический прием. Нарушение договоров и обман противника – монголы считали достойным средством для победы. Коварство их было направлено на врагов, вовне. «Лживость и коварство» монголов во время войны, о которой писал Плано Карпини, связаны со степной традицией ведения войны. Однако, ложь и предательство в своей среде, - самый тяжкий грех, который карался смертью.

Массовый террор, по мнению монголов, был необходим для подержания порядка. Мир по - монгольски – это отсутствие врагов, полное смирение перед их властью. Поэтому террор, по их представлениям, вполне допустим, так он способствовал этому.

Монголы считали, что война и уничтожение непокорных народов – предписывалось самим Небом. Война - единственное достойное занятие. Убийство врагов, в том числе и мирных жителей – доблесть, а не грех.

Великодержавная монгольская идея отразилась в «законодательстве монголов». Великая Яса, Чингисхана, узаконила ряд обязательных для всех монголов моральных норм и правил. Поощрялась и предписывалась дисциплина и солидарность.

Установления Ясы, воспитывали в монголах стойкость, солидарность, дисциплинированность, умение подчинять свои эмоциональные порывы (страх, алчность) во имя более высокой цели-победе, и как её следствия - достижение всеобщего блага. Секрет побед монголов раскрыл персидский историк Джувейни. Их сила не в многочисленности армий, а в силе духа и дисциплине царящем в монгольском войске, считал он (Ала ад-дин Ата – Мелик Джувейни, 1997. С 47).

Чингисхан повелел Шиги-Хутуху искоренять воровство и обман в пределах государства, это повеление вошло в Ясу (Сокровенное сказание. § 203). Джувейни писал, что законы Ясы обеспечили безопасность, на территории подвластной монголам. Даже если эти слова и были лестью, здесь главное то, что с эти злом боролись на высшем государственном уровне.

Итак, нравственные установления, закрепленные в Великой Ясе и биликах Чингисхана, провозглашали новую нравственность, основанную на солидарности и единстве, о необходимости которой постоянно говорится в «Сокровенном сказании».

Записи Плано Карпини и Марко Поло свидетельствуют, что постановления Ясы не были пустым звуком, а достаточно успешно воплощались в жизнь. Яса боролась с пороками и поощряла воинскую доблесть. «Хорошие нравы» моголов были источником их силы и непобедимости. Монголы, спаянные Ясой, были непобедимы, пока соблюдали её постановления.

Нужно постоянно подчёркивать, что в силу ряду факторов война для монголов стала благом, добром. Они глубоко верили, что Небо покровительствует им и дарует мир «от востока до заката». Аб уль Фарадж писал, что «благодаря этой вере, монголы завоевывали и будут завоевывать» (Вернадский, 1997. С. 14). Монгольская имперская идея способствовала становлению самосознания монголов, указала им цель - добиться мирового господства, для достижения монгольского порядка и стабильности (а значит в целом – благодати), направила всю их энергию на агрессию, а не на созидание.

Более того, монголы заявили о себе как о великом народе именно в эпоху великих завоеваний, что не могло ни сказаться на их самосознании. Недаром в современной Монголии до сих пор чтят память Чингисхана.

Великодержавная имперская идеология культивировала среди монголов вполне определенные нравственные нормы поведения. В этих нравственных качествах – и был залог невероятных побед монголов. К не монголам монголы относились, как к потенциальным врагам или данникам. Поэтому оправдывалось коварство, жесткость, террор. Цель жесткой политики монгольских ханов - заставить чужие народы признать господство монголов, а значит и монгольские ценности. Поэтому, монголы заставляли послов соблюдать монгольские обряды и Ясу. Монгольская имперская идея, отрицала гуманность и милость к врагам. Все эти нравственные нормы поведения характерны для общества, в котором господствует милитаризованная имперская идеология.

Имперская идеология повлияла на культуру монгольского общества эпохи Чингисхана. Её влияние можно увидеть в религиозных культах и обрядах, в правовых нормах и в героическом эпосе и сказаниях монгольского народа.

А. Д. Шапиро
Челябинский научный центр УрО РАН
Источники и литература
  1. Ала ад-дин Ата – Мелик Джувейни. История покорителя Вселенной // Родина, 1997. № 3-4.
  2. Известия Юлиана о венграх, булагарах, и татарах // Из глубины столетий. Казань, 2000.
  3. Козин С. А. Сокровенное сказание. М, Л., 1941.
  4. Краткие сведения о черных татарах Пен Да-я и Сюй Тина // Из глубины столетий Казань, 2000.
  5. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание»). М., 1973.
  6. Плано Карпини Дж. Дель История монгалов / Дж. дель Плано Карпини. М, 1997.
  7. Посольство Ашелина к тартарам // Из глубины столетий. Казань, 2000.
  8. Г. де Рубрук. Путешествие в Восточные страны — 3-е изд. // Плано Карпини Дж. Дель История монгалов. М, 1997.
  9. Книга Марко Поло. - 4-е изд. // Плано Карпини Дж. Дель История монгалов. М., 1997.
  10. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 1997.
  11. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан // Чингис – хан. СПб., 1998.
  12. Кляшторный С. Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. СПб., 2000.
  13. Хара – Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие // Хара –Даван Э. Русь монгольская. М, 2002.

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2669