Как разрешится? Скорее всего, пойдут по "мягкому" сценарию - по пути совместного ведения территорией. Появится что-то вроде свободной экономической зоны с нашей стороны: японцы смогут туда свободно приезжать и вкладывать деньги в развитие земель. Россия от такого сценария тоже получит очевидные выгоды. Япония - один из членов Восьмерки. Она готова поддержать нас в вопросе вступления в ВТО. Она также могла бы пойти по пути облегчения визового режима для российских граждан, что, думаю, будет сделано в обозримом будущем. Кроме того, Япония не только влиятельный игрок в районе Юго-Восточной Азии, но и всего мира. Однако, проблема Курильской гряды не будет решена завтра. Для этого потребуются десятилетия.
Александр Дугин, лидер Международного евразийского движения: Наиболее оптимальной для России была бы формула - острова в обмен на стратегический нейтралитет Японии. То есть, для России принципиально важно иметь в партнерах независимую от американского контроля, сильную и мощную Японию, в том числе и в военном смысле. Это вопрос нашей безопасности на Дальнем Востоке.
Кроме того, Япония может быть той силой в восточном регионе, которая будет "компенсировать" набирающий силу Китай. И если бы Япония сейчас обрела бы геополитическую независимость от Америки, это было бы фундаментальным достижением российской национальной безопасности. Здесь задача максимум - острова в обмен на выведение американских баз из Японии, и вхождение Японии в стратегические альянсы с Россией. Благодаря этому мы получим доступ к колоссальной японской экономике, сможем заключить мирный договор с Японией. Это откроет перспективу настоящего освоения Сибири: технологического, ресурсного, инфраструктурного и социального.
Это принципиальный вопрос, о котором сейчас даже говорить невозможно. Любая другая формула, например, отдать или продать острова Японии, находящейся под американским стратегическим контролем, на сегодняшний момент была бы просто преступной. К счастью, Путин придерживается позиции - Россия своими землями не торгует - ни за деньги, ни за хорошее словцо. И он абсолютно прав. Поскольку только такая позиция достойна нормального вменяемого политического деятеля. А пока надо предложить японской стороне выход в виде создания зоны свободной торговли, что привлечет японские капиталы. Сейчас это можно и нужно сделать. Но о передачи островов в ультимативной форме, на которой настаивает Япония, науськиваемая американскими стратегами, речи быть не может. И жесткая позиция Путина, который отказывается даже обсуждать эту проблему в подобном ключе, абсолютно оправдана.
Наталия Нарочницкая, депутат Госдумы РФ от фракции "Родина", доктор исторических наук: В ноябре прошлого года сам Президент Владимир Путин подтвердили "верность России обязательствам, вытекающим из Советско-японской Декларации 1956 года". Этот документ предполагал сначала заключение мирного договора, и только потом передачу японской стороне двух советских островов. При этом передача должна была стать актом доброй воли, демонстрацией движения навстречу пожеланиям Японии, ее интересам. Япония же настаивает на том, чтобы возвращение предшествовало мирному договору. Но само понятие "возвращение", которое постоянно употребляет японская сторона - это заявление о незаконной принадлежности островов к СССР. А если так, то мы имеем дело с попыткой ревизии не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. А это - фундамент всех послевоенных международных отношений.
Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы по Курильскому вопросу- это решения деpжав-победительниц в Ялте и Потсдаме, а также мирный договор с Японией, который 1951 году в Сан-Франциско подписало пятьдесят одно государство во главе с США. В соответствии Ялтинскими решениями, все Курилы и остров Сахалин возвращались навечно Советскому Союзу, что было условием его вступления в войну с Японией.
Наша страна, как известно, не подписала Сан-Фpанцискский мирный договор. В результате, в нем не содержится прямого указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония "отказывается от всех прав, пpавооснований и претензий на Курильские острова...".
Вообще, на эту тему в советской историографии было наложено табу, что и стало причиной неуверенности в правах нашей страны. Однако сейчас становятся известны обстоятельства заключения этой Декларации, которые тщательно скрывались от нашего общества. Например, США в ходе советско-японских переговоров 1956 года оказывали прямое давление на Японию. Они не остановились и перед ультиматумом: в случае подписания Японией мирного договора с СССР, в котором та согласится признать Южный Сахалин и Курильские острова частью советской территории, США навечно сохранят в своем владении острова Рюкю.