Международное Евразийское Движение
Выступления | Дугин | Тезисы выступления на секции «Глобализация» в рамках VI Всемирного Русского Народного Собора | 13.12.2001
    31 августа 2002, 13:45
 


Правомочна ли оценка глобализации в эсхатологических терминах?
(анализ духовно-религиозных аспектов глобализации)

1. Что такое процесс глобализации?

Это универсализация определенного кода, унификация многообразия политико-социальных, экономических, конфессиональных и культурных полюсов.

2. Каков этот код?

Этот код является результатом развития цивилизации Запада, и его наиболее последовательного воплощения в США.

3. Глобализация является однополярной

Следовательно, глобализация есть привнесение нормативного кода, выработанного западной цивилизацией и воплощенного в политико-экономическом устройстве США.


4. Когда говорят о растворении центра и транснациональном характере глобализации, что имеют в виду?

Имеют в виду, что после определенного момента планетарной унификации территориальное местонахождение центра управления – локализация Мирового Правительства – не будет иметь решающего значения.

Но это никак не противоречит

1) американоцентричному характеру глобализации на данном этапе
2) содержательно-ценностному характеру глобализации, универсализирующей не какой-то произвольный, но именно северо-американский или пост-американский код.

5. Глобализация есть продукт секулярной западной матрицы

Внимательнее присмотримся к коду глобализации. Он является секулярным, но сверстанным на основе западно-христианской матрицы.

Обе линии не случайны и непроизвольны, они императивны. Западные конфессии подчас критикуют глобализацию за акцент на секулярности. Церковные прогрессисты Запада, напротив, приветствуют ее как продолжение определенных процессов модернизации западно-христианской этики, ставшей автономной.

6. Синкретические элементы

В культурном оформлении процессе есть и заимствования из иных культурно-религиозных комплексов. Это разрозненные фрагменты культур этнических меньшинств, вынесенных из контекста. Что соответствует общему отношению культуры США к этносу и фольклору (негров, индейцев, латинос, дальне-восточных, русских, еврейских и т.д. диаспор).

Попытка систематизации этих элементов представлена в движении New Age. Это систиематизация фрагментарного и маргинального в области «параллельной религиозности».

New Age – выразительный элемент глобализации.

7. Что отменяет глобализация?

Государства
Суверенитет
Национальные экономические системы
Национальные администрации
Автономии конфессий, привязанные в той или иной степени к политико-социальной, культурной или хозяйственной идентичности
Этнические анклавы
Суверенные армии
Автаркию этических типов
Национальные и региональные валюты
Юридические дифференциации
Региональные и национальные варианты хозяйствования
Диалог культур

8. Что глобализация не затрагивает?

Сферу индивидуального выбора (до тех пор пока он не обретает межличностного – социального, коллективного измерения)
Свободу передвижения
Свободу частной предпринимательской деятельности

9. Духовный аспект глобализации с точки зрения православного вероучения

Что может волновать православного?

1) Нормативный, императивный характер глобализации, стремление к утверждению глобалистского кода в качестве общеобязательного социального, политического, цививилизационного культурного pattern'а.

2) Секулярный характер глобализма, жестко отказывающий религии в социально-коллективном, соборном характере, утрачивается православное представление о Церкви.

3) Генетическая связь с западно-христианской культурой, которая никогда не была особенно близка православным.

4) Акцент на «параллельной религиозности», граничащей с святотатством.

5) Отвержение социального нормативного значения этики.

Дополнительно: для тех православных, которые сопрягают Православие с судьбой Русского Государства и русского народа, проблему может вызывать императивное упразднение этого Государства и этого народа.

10. Окончательный диагноз

Как же ответить на поставленный в заглавии выступления вопрос?

Не так просто.

Если понимать под Православием то, что понималось ранее – Церковь, учение, предание, традицию, соборность, и даже шире «православную цивилизацию», то совокупность определений глобализации позволяет недвусмысленно отождествить ее с апоситасией и антихристом.

С точки умственно полноценного зрения православного традиционализма, вывод очевиден. Да, это однозначно эсхатологическое явление.

Но.

Если оставить в стороне предание, встать на либеральную точку зрения некоторых священников, на протестантский манер утверждающих, что спасение и вера – это абсолютно личная, абсолютно индивидуальная вещь, то такое отождествление не проходит, поскольку как раз в отношении индивидуального начала глобализация является движением освободительным и освобождающим.

Тот момент, когда Православие однозначно признает, что глобализация не является эсхатологическим явлением, оно окончательно перестанет быть Православием и станет чем-то еще.

Другие материалы по VI Всемирному Русскому Народному Собору:

Соборное слово >>

Выступление Президента РФ В. В. Путина >>

Выступление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II >>

Выступление Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла >>

Выступление Верховного муфтия России, шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина >>

Выступление лидера ОПОД «Евразия» А. Г. Дугина >>

Выступление А. Г. Дугина на секции «Церковь, Государство, Нация» VI Всемирного Русского Народного Собора >>

Выступление чтеца Дмитрия Фурцева (храм Михаила Архангела, Михайловская Слобода) на секции «Церковь, Государство, Нация» VI Всемирного Русского Народного Собора >>


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/280