Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | ''OPEC.ru'' | ''Следует говорить о кризисе общества'' | 20.01.2006
    20 января 2006, 15:26
 

"Следует говорить о кризисе общества"

Опубликовано на сайте экспертного канала "OPEC.ru"

"OPEC.ru": Александр Гельевич, недавнее событие, шокировавшее все общество, – нападение молодого человека на прихожан синагоги. Наверное, это один из показательных фактов того, что, как утверждают многие эксперты, нерешенность проблем молодежи грозит серьезными последствиями для общества. Исторический опыт предостерегает от излишней подконтрольности, как это было в советский период, но и неудержимая свобода, как показали 1990-е гг., тоже не является благом. Опустевшие после роспуска комсомольской, пионерской организаций ниши так и небыли заняты достойной сменой. И создается впечатление, что сегодня молодежь поселилась в залах игровых автоматов, Интернет-кафе, или, что хуже, переместилась в подъезды. Спортивные секции стали платные, да и пропаганды спорта нет, дома творчества тоже отошли в небытие. Можно ли сказать, что сегодня, как и в первые постперестроечные годы, российская молодежь по-прежнему предоставлена сама себе, полностью свободна от обязательств перед обществом? И что нужно, на ваш взгляд, сделать для того, чтобы сохранить потенциал нации?

Александр Дугин: Молодежь – это не какой-то отдельный тип людей, не какая-то отдельная каста, этнос или профессия, это стадия жизни, это люди в определенном периоде своего возраста. Мы забываем, что это просто состояние человека, такое же, как старость и младенчество. Причем молодежное состояние максимально приближено к взрослому, это не ребенок, а уже взрослый человек в начале своего пути. И вопрос выбора направления пути становится в этот период центральным. Для того, чтобы «вырасти» из состояния молодого человека, надо иметь образ взрослого человека в самых разных аспектах: ценностном, этическом, социальном, профессиональном, национальном, религиозном.

На мой взгляд, здесь как раз и коренится главная причина молодежной проблематики, в том числе, и трагедии нашей молодежи, причины радикальных, экстремистских тенденций, вырождения, проблемы наркотиков и деградации, отсутствия взросления, с которыми мы сталкиваемся. Ситуация с молодежью просто иллюстрирует фундаментальный ценностный кризис российского общества на современном этапе. Можно по-разному относиться к советскому периоду, но совершенно очевидно, что в то время был образ или идеал человека, к которому молодежь и стремилась. Была идеологическая установка, были ценностные, исторические, социальные, экономические, идеологические и политические ориентиры.

OPEC.ru У нас нет положительного образа!!!

Релевантные ссылки:

Молодежная субкультура в российской политике – настоящее и будущее

А ваши бойцы готовы к уличным схваткам?

То, что мы видим сегодня в лице «Наших», «Молодой Гвардии», в других создаваемых «сверху» молодежных организациях – это попытки восстановить комсомольскую организацию без идеологии. Это совершенно неправильно, поскольку смысл комсомола вытекал из теории коммунизма, а последний базировался на фундаментальной идеологии. В начале стоит образ взрослого человека – куда он идет, чем он является, какие у него ценностные ориентиры, какие задачи у него и у его общества, страны, нации, народа. Поэтому современный кризис молодежи - это лишь второстепенная, прикладная проблема, это следствие. На самом деле, следует говорить о кризисе общества, кризисе постсоветского человека, который не имеет позитивных задач, не имеет ценностной системы, нет идеала, к которому стоит стремиться. У нас нет положительного образа.

В основном тот архетипический персонаж, который мы видим на экране телевизора, в прессе – это либо бандит, либо авантюрист, либо трагический, потерявшийся человек, либо некий постмодернистский халявщик и фланер, который из одной тусовки переходит в другу. Какие образцы стоят перед нашей молодежью? В основном, это либо успешные мерзавцы, пройдохи, убийцы, воры, махинаторы: сегодня он юморист, губернатор или олигарх, а завтра – заключенный. Или бандит, как Саша Белый. Или какие-то наркоманы или сменившие пол придурки, которые кривляются на экранах телевизоров.

Отсутствие образа взрослого порождает фундаментальный кризис образа молодежи. И если потерявшиеся в окружающем идиотизме дети бросаются с ножами на религиозных евреев, выхватывая случайные фрагменты экстремистских идеологий откуда не попадя – из дурацких сайтов, из книг, из мелких сумасшедших уличных фюреров – то это просто последняя стадия, это проявление более общей и обширной болезни.

Посмотрите на депутатов Государственной Думы – в принципе, они должны представлять народ, общество, должны являть собой определенные типы, образцы для подражания. А это – поголовное сборище моральных уродов, некомпетентных, неумных, жадных, тупых, безыдейных, безнравственных, не представляющих никакой идеологии, никакого явного социального типа. Это просто смешение серой массы, долезшей до кормушки. Точно такая же в большинстве своем, плюс – хитрые подлые менеджеры и проходимцы – это наш политический класс, наша элита, которые должны были бы отражать в себе позитивный образец всего общества.

Видя персонажей Государственной Думы, к чему будет стремиться наша молодежь? Подражать кому? – Жириновскому, Рогозину, Грызлову или Зюганову? Как можно подражать этим людям?! Я думаю, их стесняются их собственные дети… Если конечно у них есть хоть доля вкуса и совести.

У нас нет образа человека - ни на экране, ни в жизни, ни в политике. Я думаю, что кризис молодежи – это просто проявление общего кризиса идентичности постсоветского человека, кризиса национальной идеи, нашего общества, кризиса ценностных ориентиров.

Пытаться решить это какой-то организацией, клубом или системой улучшения образования невозможно, это косметический ремонт. Мы имеем делом с обществом декаданса, где движущимися энергетическими центрами являются наиболее отталкивающие в этическом и эстетическом смысле персонажи, проходимцы, ворье, жулики и аферисты. Они – Куршавельские, они властвуют, а остальные пассивно наблюдают, как Абрамовичи осуществляют за их счет развеселую жизнь, к которой те, кто попроще и поглупее, не такие ушлые, пытаются хоть как-то приобщиться через египетские курорты, солярии, моллы и гипермаркеты. Такое общество никого не может вдохновить, и молодой человек, ищущий ориентиры, цели в жизни, ценности и пути, в нашем нынешнем российском обществе, их, безусловно, не видит. Он пополняет собой клиентеллу самых случайных, разнообразных мод и течений. Совсем тупые становятся жертвами игровых автоматов. Ребята более тонкой организации становятся жертвами наркомании. Еще более неспокойные юноши и подростки уходят в экстремистские организации. Это закономерно, так как нынешнее государство, пребывая в интеллектуальном, духовном и этическом параличе, ситуацию разрешить не может.

Единственно, что могло бы нас утешить: европейское общество находится в таком же скорбном состоянии, может быть, даже более печальном. Наркомания, расовое смешение, пассивность и гедонизм там дошли до такой степени, что в сравнении с европейской молодежью российская будет казаться замечательной – наши молодые люди с идеями, с взглядами и с позицией (пусть странными и радикальными). По меньшей мере извращенцев и явных биологических дегенератов среди наших ребят значительно меньше. То есть, по сравнению с окончательно разложившимся дегенератом, которого представляет собой современный молодой француз, немец или англичанин, молодой русский это, можно сказать, свежая, чистая и цельная поросль.

Другой вариант - Америка, где задача формирования элиты – государственной и мировой – стоит очень серьезно, этот пример разительно отличается и от Европы, и от России. Там к этому подходят серьезно, пассионарии проходят прекрасную подготовку и интегрируются в элиту, а быдло оседаеть в гетто, где гниет от СПИДа и наркоты. В США идет настоящая сегрегация и активный процесс отбора элиты. Вот чему бы нам у них не поучиться.

Иными словами, проблема молодежи - это выражение фундаментального кризиса постсоветской антропологии, отсутствие ценностных ориентиров, национальной идеи и некоего этического ценза. Потому что властная элита нынешней России - это исторические временщики, которые подлежат либо отмиранию, либо перерождению, либо ликвидации. Молодежь это чувствует и не испытывает никакого уважения и пиетета по отношению к взрослому российскому обществу.

Я думаю, что некоторые наблюдательные персонажи во власти это понимают и пытаются что-то сделать в этом направлении. Но начинать нужно с самих себя, с взрослых, и в первую очередь, я думаю, с политического класса. Которой необходимо либо преобразить, либо, если не получится, то радикально сменить.

 

 

 

 

Архивы Евразии

Бузубаев Тактасын

20.01.2005 - Договор о Коллективной безопасности. Бузубаев Тактасын: "Помощи ждать неоткуда, всё необходимо делать самим"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/2850