Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''Калининградская Вечерка'' | Наш путь обретает смысл, будучи рассмотрен в целом | 20.04.2006
    20 апреля 2006, 10:25
 
Александр Дугин

Наш путь обретает смысл, будучи рассмотрен в целом

Опубликовано в газете "Калининградская Вечерка" (Калининград) № 23 от 15 апреля 2006

В ситуации, когда одни принципы и нормы разрушены, а другие еще не утвердились, хуже всего приходится образовательной сфере. С предельной остротой в современной России стоит именно проблема образования. Самое главное, что передается в процессе образования, - это дух культуры, историческая и социальная идентичность, делающая нас теми, что мы есть.

Слово "образование" происходит от слова "образ" - это и есть то, что передается. Конечно, этот образ не является застывшим, он развивается, обогащается, но главное остается в нем неизменным. В современной России положение с образованием является катастрофическим не только потому, что на него выделяется недостаточно средств, и не потому, что выпускникам вузов и других учебных заведений трудно устроиться по специальности или в связи с тем, что единый государственный экзамен заведомо огрубляет оценку имеющихся знаний абитуриента. Все это было бы лишь техническими вопросами, если бы все в порядке было с образом и поколение современных преподавателей имело бы ясное представление о том образе, который им надлежит транслировать дальше.

Но именно этого образа и нет: преподаватель в современной России может передать технические знания, навыки, эрудицию. Однако цельной картины мира, мировоззрения, идеологии (в конце концов) не, хватает патологически. И это грозит стать серьезнейшей проблемой, стоящей перед нашим обществом. В советское время образование строилось на ясных идеологических принципах. В процессе образования человек чисто теоретически получал ответы на все основные мировоззренческие вопросы. Люди твердо знали основные этапы национальной истории, учились давать оценки ее различным этапам.

Образование должно быть в первую очередь патриотическим

Релевантные ссылки:

Евразийский образовательный канон как средство преодоления кризиса в сфере образования

Валерий Коровин: "Мы готовы к великим свершениям"

Заполнение пустоты

Конечно, тоталитарная система оставляла не много пространства для личной интерпретации, сковывая тем самым творческое развитие и абсолютизируя ряд пунктов, которые были явно спорными или необоснованными. Это был ее минус. Но в целом она позволяла каждому образованному человеку иметь ясную систему координат в жизни, усваивать и передавать дальше вполне четкий и осознанный культурный код.

В начале 90-х мы категорически отказались от марксизма-ленинизма как идеологического основания нашего общества, отбросив его установки. Следовательно, образовательная сфера стала нуждаться в новом образе. В обществе был взят курс на деидеологизацию. Процесс дсидеологизации с начала 90-х был направлен в сторону отрицания. Реформы образования стремилась отбросить все советское, скорее освободиться от наследия "тоталитарного прошлого". Но разрушение лишь расширяет вакуум, асам процесс образования является созидательным актом по определению. В этот период, под эгидой деидеоло-гизации образовательной сферы, начался процесс перехода от советской идеологии к противоположной - к буржуазно-демократической идеологии. В этом состояла хитрость реформаторов - под маркой деидеологизации нас вовлекали в новую идеологию. При этом реформы образования 90-х годов прошлого века имели цель заменить советский социалистический образ на образ, заимствованный из западного общества.

Вместо социалистического коллективизма предлагался капиталистический индивидуализм. Вместо обязательного материализма - безразличное отношение к проблеме духа и материи. Однако, несмотря на всеобщую растерянность, очень многие работники высшей школы, сталкиваясь с западным образом, который отныне надлежало прививать подрастающему поколению, с возмущением обнаружили его полное несоответствие не только советскому багажу знаний, но и самой национальной психологии. Когда жесткость марксистской цензуры спала, многие заново открыли для себя образ прежней, досоветской России, и для многих этот образ оказался куда более привлекательным, нежели западная рыночно-демократическая либерально-индивидуалистическая модель.

Внедрение западного образа стимулировалось образовательными инициативами зарубежных фондов, особенно фонда Сороса, которые издавали миллионными тиражами пособия, где вся русская история, культура и политическая философия представали одним сплошным недоразумением, варварством и рабством.

Однако если с марксизмом многие были готовы расстаться, то с Россией и нашей национальной историей связи оказались существенно глубже Повальное увлечение Западом и его образовательными системами исчерпалось к концу 90-х, и на рубеже тысячелетия окончательно сошло на нет Сегодня мы можем однозначно сказать: советский образ мы утратили, но и либерально-капиталистического не приняли. Игры с деидеологизацией действительно изгнали идеологию "из образовательной сферы. Изгнать-то изгнали, но ничего взамен не предложили или, вернее, то, что предложили, не прижилось.

Сегодня мы стоим перед фундаментальной проблемой: у нас нет образа, который мы должны транслировать грядущим поколениям. Нет ясной идеи относительно того, что такое Россия? В каком историческом цикле она находится сегодня? Куда ей идти? И каким должен быть наш человек, чтобы справиться с исторической задачей?

Мы подошли к роковой черте образования - далее мы никак не можем двигаться без образа, а он сам по себе ниоткуда не возьмется. Образ формируется на основе мировоззрения, идеологии, национальной философии. Образовательная сфера - часть общества, и она не может игнорировать протекающие в обществе процессы. С начала этого тысячелетия стало ясно, что наше общество стремится заново осмыслить свою национальную идею, вернуться к своим основам, к корням.

Это проявляется и в постоянно растущем интересе к религии, и в популярности патриотических настроений, и в растущей тревоге и опасениях в отношении процессов глобализации и западной цивилизации в целом. Мы все больше ценим свою самобытность, которой мы стыдились еще вчера, хватаясь за все западное, а уже сегодня понимаем, что особость нашего исторического пути и есть самое ценное в нас.

Мы стоим на пороге выработки образа нашей страны, нашего человека, нашей цивилизации, нашего будущего. Но стоять на пороге обретения - еще не значит обрести. Это очень непростой путь. А образование должно продолжаться и сейчас: самое страшное прервать цепь преемственности поколений. Ни общество само по себе, ни даже власть, ни существующие социальные институты не смогут по отдельности сделать решительного шага в формировании образа, в спасении образования. Этот образ работники школы и высшей школы должны дать сами.

И не стоит пугаться непомерности этой работы: кое-какие черты этого образа уже можно безошибочно распознать. В центре образа нашего общества, нашего человека должна стоять идея преемственности. Преемственность делает нас теми, кем мы являемся. Наша национальная история развивается диалектически: мы не имеем права выбрасывать или заведомо очернять никакие периоды, даже самые тяжелые и страшные. Надо понять, что это наша история, это сделано нашими предками и нами самими, и мы несем ответственность за все - и за великие достижения, и за тяжелое падение в бездну. Наш путь сквозь века обретает смысл только будучи рассмотренным в целом, а не по частям. А чтобы схватить это наше русское национальное целое и в Киевской Руси, и под татарами, и в Руси Московской, и санкт-петербургской России, и в Советском Союзе, и в современной Российской Федерации надо по-настоящему любить Родину.

Отсюда важнейший вывод: образование должно быть в первую очередь патриотическим. Что бы мы ни передавали ученикам, это просто обязано быть проникнуто любовью к России, к нашему народу, к нашей истории. Одновременно мы должны очень хорошо понимать реалии окружающего мира. Можно относиться к современному Западу с антипатией или с симпатией, но понимать, какие процессы там происходят, просто необходимо. Запад, особенно в сегодняшней глобалистской американоцентричной фазе своего развития, как и прежде, даже больше, чем прежде, активен и агрессивен. Он пытается навязать всем свои критерии. И чтобы эффективно отстоять себя, нам необходимо знать, что это за критерии?

В нашем национальном образовании важную, а может быть, центральную роль, должна занимать религия. И, наконец, наше образование должно подготовить людей будущей России к бытию в мире, населенному различными этносами, культурами, цивилизациями. Это требует внимательного отношения к многообразию культурных форм и интеллектуальных и религиозных типов. И в самой России, и вокруг нее живет множество народов, каждый из которых имеет свои собственные ценностные системы, свой собственный образ. Знакомство с этими образами мира позволит укрепить собственную идентичность и участвовать в содержательном и обогащающем диалоге с другими.

Одним словом, наше образование зависит сегодня от содержательного наполнения. И без решения этого главного вопроса все остальные реформы и изменения, несомненно, очень нужные, не дадут никакого результата. Начинать надо с ясного национального, духовного, культурного, интеллектуального образа будущей России. С выработки связной и цельной идеологии.

Александр Дугин,
руководитель Центра геополитических экспертиз
экспертно-консультативного совета
по проблемам национальной безопасности
при Госдуме РФ,
доктор политических наук

 

 

 

Архивы Евразии

Валерий Коровин и Павел Крусанов
В. Коровин, П. Крусанов (СПб)

20.04.2005 - Попасть в сети


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3038