Международное Евразийское Движение
Реальная страна | ''Наша газета'' (Даугавпилс) | Старообрядцы всех стран, соединяйтесь! | 13.08.2006
    12 августа 2006, 12:05
 
Наша газета

Релевантные ссылки:

Печальное размышление о подмосковном старообрядчестве

Соборы 1666 года на Руси. История раскола

Русь, которой "несть конца"

Старообрядцы всех стран, соединяйтесь!

Опубликовано в "Нашей газете" (Даугавпилс) 3 августа 2006

30 июля в Даугавпилсе прошла восьмая международная научная конференция, посвященная истории и культуре старообрядцев Балтии и Польши.

Гостеприимным домом для конференции стали уютные комнаты Центра русской культуры по улице Таутас. Следует уточнить, что в Даугавпилсе проходил второй день мероприятия, а открытие конференции и первые доклады были зачитаны в воскресенье, 29 июля, в Резекне. Организаторами выступили Даугавпилсская I-я Новостроенская и Резекненская Кладбищенская старообрядческие общины. Людей, интересующихся историей и культурой старообрядцев Балтии, оказалось достаточно. Длительность докладов и сообщений, прозвучавших на конференции, была строго регламентирована - не более 20 минут.

Сущность всего – вера

Слова отца Алексия Жилко о том, что отдельно взятая косоворотка и отдельно взятые традиции быта - далеко не сущность староверия, стали уже крылатыми. Он, несомненно, прав, утверждая, что староверие - это прежде всего вера! Сохраненное и выпестованное русскими людьми, пришедшими в Балтию еще в 17 веке, староверие является далеко не этнографическим элементом, а живой традицией. Как отметил отец Алексий, нынешнее время весьма благоприятно для дальнейшей консолидации церкви. Раздорам, которые ослабляли староверов Латвии в течение десяти лет, пришла пора прекратиться. Прошедший в нашем городе чуть ранее (25 июля) Собор Древлеправославной Поморской Церкви наметил реальные шаги в этом направлении.

 

 

 

Архивы Евразии

13.08.2005 - "Материальный, но не духовный прогресс" - Восток на позициях Запада - беседа с шефом московского бюро телеканала "Аль-Джазира"

История старообрядчества такова, что в середине 17 века в России начались трагические события - проведение церковной реформы, когда многие русские люди воспротивились этому начинанию. Кто-то пересмотрел свои взгляды, а кто-то бежал туда, где было возможно сохранить свою веру в первоисточнике. В самой России древнеправославных «раскольников» наказывали - вплоть до сожжения заживо. Вот и бежали старообрядцы из родных мест, захватив с собою только детей, иконы да книги.

Сохранить и продолжить

Именно так в нашу Латгалию пришли предки многих и многих даугавпилчан. И нашли здесь новый дом, построили молельные дома, с крестом и небольшой часовенкой (в основном, деревянные). Итак - вплоть до 1795 года, когда земли Прибалтики присоединили к огромной Российской империи и староверам запретили строить храмы. Правда, уже хотя бы не жгли...

На конференции был зачитан интересный доклад, посвященный как раз данной теме. Прозвучали и интересные «мелочи». Например, в церковь было запрещено приходить в красных сапогах, рубахах и платках. А непосещавших молельню отлучали от церкви или же назначали им покаяние – 300 поклонов оземь. Известно, что перед Второй Мировой войной в Латвии проживало около 100 тысяч старообрядцев. К началу XXI века здесь насчитывалось от 60 до 80 тысяч старообрядцев, объединенных в 68 общин. Только на территории Даугавпилса действует шесть староверских общин.

Феномен привлекает

Надо отметить, что феномен старообрядчества, его устойчивый менталитет привлекают все больше исследователей и в Латвии, и в Евросоюзе. Староверы озабочены сохранением своих духовных ценностей и продолжением традиций. Так, было решено возобновить старообрядческое училище для подготовки кадров церковнослужителей. И способствовать укреплению христианской семьи, патриархальных устоев - следуя Священному писанию и традициям, когда браки возможны только между мужчиной и женщиной и никак иначе!

Важную тему поднял старообрядческий иконописец из Вильнюса Георгий Иванов: множеству древних староверских икон давно уже необходима реставрация, а реставраторов-староверов, к сожалению, в Прибалтике нет. Не хватает и иконописцев. Стоит отметить, что староверские иконы сохранили особый древнерусский шарм, где церковность гармонично сочетается с тонкостью и проникновенностью. надо отметить и факт, признанный всеми исследователями: среди староверов во все времена уровень образованности всегдабыл очень высоким. Даже в 18 веке среди староверов было трудно найти неграмотного. При этом именно староверы являлись истинными хранителями исконной русскости.

Староверы идут в свет

В прежние времена староверские общины частенько наделяли эпитетами: замкнутые, уединившиеся в своей культуре. Но теперь применять эти определения к староверам не актуально. Латвийцы-староверы столь же активны, как и приверженцы прочих религиозных конфессий.

Не случайно конференция завершилась «круглым столом», на котором представители старообрядческой общественности могли обсудить волнующие проблемы с депутатами Сейма и самоуправления (Алексей Видавский, Александр Голубов, Василиса Пудовкина по своим религиозным воззрениям – староверы). Нынешние депутаты используют опыт и наработки депутатов-староверов 20-30 годов прошлого века. Сошлись на том, что специальную партию староверов организовывать не стоит, а вот призвать прихожан активно участвовать в политической жизни страны, идти на выборы - жизненно необходимо. Ведь кто же сделает нашу жизнь лучше, если не мы?!

Кстати
К сожалению, урон репутации староверия Латвии принес открывшийся недавно скандал в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине. Некоторые члены этой общины заявили, что в ходе неких махинаций община понесла значительный денежный ущерб. Отметим, что данная община одна из самых известных в Латвии. Ей принадлежат значительные площади земли непосредственно в столице нашего государства. Община славится и тем, что в довоенной Латвии содержала богадельню на 200 обездоленных, сиротский детдом, училище и школу, раздавала хлеб голодающим. “Наша Газета” надеется, что произошедший раздор в рижской староверской общине – исключение, а не правило. И что ситуация будет исправлена. А значит репутация остальных общин впредь не пострадает, наоборот – своим примером они будут способствовать исключительно росту престижа данной религиозной конфессии среди жителей Латвии и Европейского Союза в целом. Впрочем, прошедший Собор – яркое тому подтверждение.

Елена Гедюне

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3208