Международное Евразийское Движение
Реальная страна | Спецрепортаж с Горного Алтая | Хадж к Чингисхану | 20.09.2006
    20 сентября 2006, 17:49
 

Релевантные ссылки:

Ориентир - Северная Полярная звезда

"Мы с вами – народы гор и степей, равнин и лесов, тундры и пустыни"

Субэтносоциум "нугай-казак"

Хадж к Чингисхану*

Опыт пешего путешествия – самый результативный с точки зрения познания окружающего мира, а уж одиночное странничество – тем более, оно настоятельно рекомендуется еще, без преувеличения, с допотопных времен, т. е. в мифах и сказках. Именно такими – пешими – были прауниверситеты, и античные герои шли прочь из дому, чтобы Мiр (вроде) посмотреть и себя (вроде как) показать…

Ниже представлен мой скромный опыт странничества по Горному Алтаю, точнее, лишь попытка оформить свои наблюдения, чтобы и другим стало понятно, что это такое – Горный Алтай…

Про Москву

Первый вопрос, конечно, «откуда Вы?» На ответ «из Москвы» на протяжении всего путешествия наблюдалась удивительно стабильная реакция:
- Что? Прямо из самой Москвы?
После получасового разговора - вновь возврат к услышанному:
- А точно не соврали, что из самой Москвы?
- А где там живете? Далеко от Красной Площади?
Отвечаю, что в 15 минутах езды на метро. Вопрошатели замирают в пиететном восторге…

 

 

 

Архивы Евразии

20.09.2005 - Вещь полезная, но у американцев она уже давно есть

Большинство алтайцев никогда не были в Москве, а те, кто были - посетили ее до 1975 года. На вопрос «хотите?» также получаю практически всегда один и тот же ответ (и от пожилых людей, и от молодых):
- Да, в общем, нет… Разве вот только ее повидать…
Выясняется, что Москва - это всегда и только Красная Площадь. Удивительное ощущение центра…

Несмотря на то, что практически в каждой алтайской юрте, аиле или просто доме стоит телевизор (смешно: двор в навозе, бараны, поленница из кизяка, женщины в платках и халатах и … ТВ-тарелка), Москва воспринимается как-то внутренне. Не по увиденному.

А вот еще один обязательный вопрос: «А Вы в каком доме живете: в благоустройке?» Притворяюсь, что не понимаю:
- Это что значит?
- Ну, когда современный многоквартирный дом. Не свой. Не деревянный.

Говорю, что в Москве нет других (кроме «благоустройки») домов: своих и деревянных тем более. Ответ вызывает искренний восторг первооткрывателей.

Про Путина

В каждом селе, которое мне посчастливилось посетить, речь обязательно заходила о политике. Мужчины жадно расспрашивали, как там и что, и можно ли (если приедешь) увидеть Путина на улице и тому подобное. Когда вопросы иссякали (не скоро…) – говорили сами.

«Алтай без России - никуда. Это ясно. В вашем фольклоре много сравнений русского с медведем в спячке. Так вот, мы не знаем, что думают себе русские, и до каких пор они намерены спать, но мы – алтайцы. Так Путину и передай. За него будем стоять до последней капли крови…»

Таким образом, за время поездки у меня накопился неподъемный груз - вопросы к Путину. Наивные алтайцы уверены: если встретить человека «из самой Москвы», то возникает уникальный шанс передать Путину вопрос.

А вдруг алтайцы правы?! И Вы, Владимир Владимирович, слышите меня? Я же - «из самой Москвы»! Вот Вам только часть того, что меня попросили Вам передать:
«А почему на 240 000 алтайского населения - 20 министров республики?»
«А почему министр связи не знает данных о единственно приносящем рабочие места объекте – Ростелекоме? Да и тот - на самоокупаемости. Вы спросите этого министра: сколько у нас в республике ростелекомовских вышек ? (подсказка только для Вас - девять… )»

«А зачем по государственному телевиденью показывают рекламу поездок в Париж и Лондон? Разве Вы не знаете, что мы не сможем туда поехать?»

«А Вы знаете, что деньги, выделенные Вами (например, на интернет, или как там его…), доходят до нас из Москвы в размерах 30-40% без единого оправдания потерь. Почему?»

«А зачем нужно объединение края и республики?»

Кстати - очень хороший вопрос. Многие семьи не регистрируют не только брак, пособия и другие юридические формальности, но даже и рождение ребенка!

На всю республику – один город (Горно-Алтайск) и несколько сел - краевых центров (одной руки хватит пересчитать). Конечно, доехать из Джазатора до Кош-Агача (неважно, имея или не имея машины: горная осыпающаяся дорога - в 150 км и в 6 часах езды) и простоять огромную очередь с такими же, имеющими нужду «иногородними» - это не каждый сможет.

Когда произойдет обсуждаемое объединение - чиновничьи службы, государственное участие в делах и т. д. станет для республиканцев еще менее доступным. Так говорят на Алтае…

Про прошлое…

Алтай - эпицентр месторождений цветных металлов. СССР потратил много времени и денег, чтобы геологически зафиксировать и физически пробуравить доступ к этим сокровищам. Тогда и были те «незапамятные» времена, когда алтайцы работали… Сейчас все геологические карты республикой утрачены («вроде в Москве все»), шахты заросли, воля к реальным делам ослабла…

Мне рассказывали, что в одной «не заросшей» штольне один (!) предприниматель таки работает, пожиная плоды советских разработок. И пожинает он их в масштабах 0,5 % выработки (в смысле – из руды получает такой процент металла). А старожилы говорят, что есть и такие «умершие» шахты, в которых в советские времена добивались 50% выработки. Вот бы это возродить! Нужны лишь деньги, и… Политическая воля, конечно…

Что из этого следует?

Алтайки 15-20 лет считают сегодня зазорным жениться на алтайцах. С 15 лет «сильный пол» сильно «увлечен» лишь алкоголем и … (благо это «и» растет как трава).

Школьный выпускной вечер в алтайском селе отмечают в количестве максимум 8 счастливчиков, дошедших до финиша. И все они – представительницы не «сильного пола»…

Выйти за алтайца - значит обречь себя и детей на нищету, говорят молодые алтайки. Девушки считают хорошей партией в первую очередь брак с казахами. Во вторую - с русскими, но на Алтае нас мало.

Все это, между прочим, видно не вооружённым глазом в каждом селе: в алтайском - один, ну, два магазина, да и те не часто открыты. В казахском - штук 7-15. Не менее.

Алтайцы не ленивые, просто… В их глазах всегда одно и тоже: «А смысл?»…

Своим детям алтайцы рассказывают, как жили при коммунизме: тогда всех достоинств жизни не понимали, но прошло время, и теперь есть с чем сравнить: «До районных центров (50-150 км) из сел ежедневно летал маленький самолетик, за билет стоимостью в один рубль. А из больших казахских сел (Джазатор) билет до Алма-Аты стоил 8 рублей.

И школы тогда обогревались теплом государства. Сейчас в зимний период отпрыску, идущему в школу, родители должны выдавать полено, если два ребенка - два полена и т. д. Так в современной демократической России отапливается сельский класс. Либерализм и здоровая конкуренция по-американски на алтайский лад!

А на Алтае, между тем, огромный пиетет к образованию: человек имеющий институтский диплом - это весьма почитаемый и вообще принципиально иной человек. МГУ- вообще нечто божественное и заоблачное.

Про Принцессу Укок…

Большинство курганов на севере республики раскопано. Результаты научного любопытства… Интересно, что на юге республики, в районах, где преобладает казахское население, курганы остались целыми. Казахам строго запрещено (свыше…) не то, что подходить, но даже и смотреть в сторону курганов (равно как и в сторону современных захоронений алтайцев - кладбищ). Не имея, таким образом, возможности помочь науке, южные курганы казахи сохранили целыми.

Именно вблизи этих мест была «найдена» Принцесса. Коммерческий дискурс (в каком музее она должна находиться: в Новосибирске или Горно-Алтайске), видимо, имеет меньшую волю к разрешению, чем воля самой… Находки (с большой буквы). Во всех селениях мне рассказывали о трех месяцах страшного сотрясения земли - землетрясение произошло вскоре после «обретения» мумии. 90 дней люди находились под постоянным «давлением» природы. Сильные и слабые толчки, «жуткий внутриутробный или как от экскаватора» звук («до сих пор реагируем на звук трактора!»), головные и сердечные боли… Такова, по мнению алтайцев, была плата за раскопанную Принцессу. Два села пришлось отстраивать полностью заново. В этой связи Евдокимов (ныне покойный) остался в памяти алтайцев как главный помощник и спасатель…

Про религию

Алтайцы сами называют себя язычниками. Около каждого села имеется своя священная гора. Поднимаются туда всем селом в дни, именуемые у нас солнцестояниями и равноденствиями. Форма одежды - традиционная.

Шуба, сапоги и шапки с узорами радуги - обязательный «гардероб» любого (в финансовом смысле) алтайца, постепенно собирающийся сразу после рождения.

Про шаманов

Если почитать книжки и послушать самих алтайцев, то шаманов сегодня на Алтае нет. В сталинский период их истребляли с яростью средневековой инквизиции. В советский существование такого состояния сознания также необходимо было скрывать. Однако, моя встреча с шаманом мистическим образом всё же произошла.

Ниже - рисунки человека, закончившего 8 классов, за свои 50 лет никуда не выезжавшего, не имеющего в доме ни одной книги...

Рисунки сделаны «с неба». Т. е., боги его просят (нет, требуют) зарисовать все, что покажут: лица, буквы, цвета… Еще они его обучали праязыку, математике, поэзии, музыке, истории мира…

Про петроглифы

Их много, но все они повреждены приезжающими туристами, а наиболее западные товарищи (американцы и англичане) просто их срезают…

Казахи на Алтае

Интересно, что они не торопятся и не хотят ехать в Казахстан, хотя все и регулярно там бывают у родственников. Говорят: «Мы- другие».

Села казахские отличаются от алтайских: видна рука хозяина, желающего жить. В юртах жителей высокогорных пастбищ - в силе ислам. В селах есть мечети, но приход собирается лишь на праздники.

А кумыс, оказывается, течет прямо из кобылы сразу 6 -12 градусов крепости…

Итого

Алтайская республика - это девственные просторы, не передаваемые фотоаппаратом.

Для россиянина (и на Алтае я слышала это не раз) красота этих простор связана с либерально навеянной Швейцарией. Было смешно слышать, когда, находясь на алтайской вершине (3000 метров над уровнем моря), моя проводница мечтала о швейцарских (асфальтированных) Альпах…

Мое путешествие закончилось, когда я добралась до границы с Монголией. Водитель КАМАЗа (автостоп на Алтае – это закон, поскольку регулярных перевозок пассажиров почти нет) угощал меня из домашнего узелка обедом и улыбался…

Мы ехали среди белых вершин. В небе парили орлы, на сухих деревьях обочины сидели разные птицы (удоды, например!), Чуйский тракт то и дело перебегали сурки, тарбаганы, и т. д…

А я думала: какая Швейцария? Какое счастье, что живу в такой стране, где до цветущей жизни и традиции всего 3000 км (от Москвы) или 50 часов дороги.

Анна Драгина
и "www.altai-republic.com"
специально для
"Евразии"

  • Автор сомневался в непосредственной связи упомянутых в названии спецрепортажа термина «хадж» и имени Чингисхана. Однако, слово «хадж» толкуется как паломничество в Мекку к мусульманской святыне Каабе, а река Юстыд, где, по приданию, захоронен Чингисхан (на современной границе Республики Алтай и Монголии), находится непосредственно вблизи урочища Ак-Кообы…

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3271