Международное Евразийское Движение
Выступления Дугина | Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви | Александр Дугин: ''Скорее всего, врачевать раскол невозможно. Сам смысл Священной Истории привел нас к этой катастрофе'' | 29.09.2006
    29 сентября 2006, 00:01
 
Александр Дугин

Старообрядчество - это нравственный камертон

Обращение Александра Дугина к Освященному Собору Русской Древлеправославной Церкви, проходившего в Москве с 28 июня по 2 июля под председательством Древлеправославного Патриарха Московского и Всея Руси Александра в Кафедральном Соборе во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Я глубоко убежден, что старообрядчество – носитель подлинной и главной духовной традиции Руси. В момент трагических событий XVII века Россия, святая Русь, по сути дела перешла в иную форму существования. Она оторвалась от своих корней, от своего прошлого, она подменила церковную службу, наши исконные обряды, она подменила историю. Раскол, печать тех трагических событий, серьёзно сказался на нашей истории, его последствия ощутимы до сих пор. Для любого мыслящего человека, патриота, раскол – это именно то событие, которое предопределило все последующее.

В своих исканиях о судьбе России, судьбе русского народа, я уже давно пришел к той мысли, что без возрождения старообрядчества, без поворота нашей общественной жизни, нашего народа и нашей власти к исконному обряду, возрождение России невозможно. Я много лет участвую в старообрядческом движении: сам я единоверец, но это мой личный выбор. И я считаю, что единственно подлинными и глубокими носителями древлеправославия являются старообрядцы, в том числе ваше согласие, к которому я отношусь с огромным и глубоким уважением и теплом, и я отдаю дань тем людям, подвижникам старой веры, которые хранят истину, наш дух, наши традиции, нашу историю.

Релевантные ссылки:

Евразийцы и старообрядцы на страже Великой Империи Конца

Оглашенные

Жизнь без святой Руси для русских людей не имела смысла

Полагаю, что вопросы догматического сближения толков и церквей – это не наше дело, по крайней мере, не мое: я прекрасно понимаю фундаментальную обоснованность различия толков и согласий, которые предопределяют историю всего старообрядческого движения. Но, тем не менее, с покойным Белокриницким митрополитом, Владыкой Адрианом, мы обсуждали вопрос об актуальности объединения старообрядцев как движения. Не как Церкви, а именно как движения. Потому что, несомненно, существует то, что объединяет представителей разных согласов не в церковном смысле, а с точки зрения культуры, с точки зрения верности устоям старины, с точки зрения продолжения наших традиций, творчества (пения, музыкальной культуры), с точки зрения нашего духа. В конечном итоге, есть даже мировоззрение, которое, может, не совпадает в деталях, но, тем не менее, является общим для всех старообрядцев.

Мы говорили с владыкой Адрианом, что, может быть, когда-нибудь придет время, когда можно будет создать на общественных началах очень гибкую, очень свободную структуру, которую мы условно назвали «Соглас». Не новый Соглас, а общественную организацию, при помощи которой старообрядцы могли бы совместно, даже принадлежа к различным упованиям, отстаивать общие ценности, общие интересы и перед лицом господствующей церкви, и перед лицом властей - для того, чтобы рассказывать правду о тех событиях, которые лежат в основе старообрядческого движения, которые лежат в основе трагедии раскола.

Скорее всего, врачевать раскол невозможно. Сам смысл Священной Истории привел нас к этой катастрофе. Но, тем не менее, отстаивать истину необходимо, тем более, что сейчас рухнули определённые ограничения, которые довлели над нами раньше – в частности, преследования старообрядцев в советские времена. За столетия мы привыкли передавать знания в узком кругу – без этого мы бы не выжили. Но сейчас новое время. Оно, может быть, даже более опасно, но мы не можем не дать своего старообрядческого ответа относительно того, как мы понимаем Истину, судьбу России, миссию нашего народа, как мы понимаем православие, как мы понимаем христианство. И здесь, мне кажется, было бы важно и ценно объединить наши усилия.

Мне хотелось бы сказать несколько слов о социальной ориентации старообрядчества, старообрядчества не как религиозного явления, не как вероисповедания, а как социального движения. Ведь, помимо того, что каждое из старообрядческих упований – это Церковь, оно является еще и мировоззрением. У нас есть свое понимание логики национальной истории. У нас есть своя система ценностей. У нас есть непоколебимая нравственная структура, давно утраченная в господствующей церкви - про общество и говорить нечего. Мы обсуждали эту тему со многими людьми, в том числе и из Московской патриархии. Они говорят: старообрядцы – это камертон и для нас; это нравственный камертон, богослужебный камертон - ведь никто не знает основ богослужения лучше старообрядцев. Мы, старообрядцы – носители того спасительного национального мировоззрения, которое необходимо для возрождения нашего народа.

Чем кончится эта инициатива, трудно сказать: мы живем в сложные времена, в последние времена. Но я полагаю, что делать определенные шаги в этом направлении - осторожные, неспешные, в духе старообрядческой этики, внимательно смотря, куда мы идем, с кем мы идем, в каком направлении, какие цели мы перед собой ставим, - делать эти шаги тем не менее надо. Мы говорили с владыкой Александром о возможности взаимодействия. В этом вопросе большое значение имеет привлечение молодежи. В нашем Евразийском Движении очень много молодежи, у нас есть даже отдельная организация – Евразийский Союз Молодежи. И люди, которые приходят и остаются в нашем движении, в большинстве случаев рано или поздно вступают в тот или иной соглас. Либо в Белокриницкий, либо в единоверие, либо в другие. Поэтому мы не ставим перед собой задачи действовать от лица Церкви, какой-то одной старообрядческой Церкви. Мы просто привлекаем людей и особенно молодежь к своим корням. Мы не даем им четких ответов, куда идти, но то, что они должны быть старообрядцами, это понимают все. Поэтому с нашим движением возможно гибкое взаимодействие.

Кроме того, я являюсь главным редактором православного телеканала «СПАС». Это общественно-политический телеканал. Мне хотелось бы пригласить Владыку Александра для участия в беседе на этом канале, чтобы предложить нашим зрителям старообрядческий взгляд на вопросы веры и истории страны. У нас были беседы с Владыкой Корнилием и другими представителями старообрядчества, которые изъявляли желание принять участие в объединении усилий. Конечно, по своему формату «СПАС» является Никонианским, но, поскольку он не принадлежит к Московской Патриархии, а принадлежит частным лицам, то у меня, как главного редактора, есть возможность оказывать влияние на содержание программы, а мои убеждения всем известны. Московская Патриархия терпит такое положение дел. Я думаю, что это могло бы стать определенным звеном в воссоздании истинной картины событий прошлого и справедливого отношения к старообрядчеству в новой России. Это не просто вопрос археологии, это не просто вопрос истории; это вопрос спасения, это вопрос возрождения России, нашего народа, нашей культуры, нашей страны.

Я еще раз подчеркну, что, как бы ни сложились наши отношения, в нас вы всегда можете видеть своих друзей, своих единомышленников. И если в тех приходах, тех епархиях, в которых вы живете, есть представители нашего движения (а их все больше, и среди молодежи и среди других поколений), вы можете рассчитывать на них. Может быть, следует организовать взаимодействие через отца Сергия, - по поводу решения каких-то административных проблем. в частности, по поводу передачи храмов, молельных домов - тех зданий, которые на том или ином историческом этапе могли быть отторгнуты от старообрядчества.

Вообще, конечно, необходимо заняться реституцией имущества, которым владели старообрядцы до революции. Это могло бы быть одним из программных пунктов общественного движения «Соглас». Может быть, мы все-таки вернемся к его организации. Но и на сегодняшний момент я бы хотел сказать, что те возможности, которые есть у нас, у нашего движения, у меня лично, у наших единомышленников, - они в вашем распоряжении. Мы искренне убеждены в правоте старообрядцев, мы считаем, что старообрядчество – соль земли русской, это самое важное, что, как ось, связывает воедино этапы нашей истории.

Благодарю за разрешение обратиться к Священному Собору с приветственной речью. Спасибо за внимание.

 

 

 

Архивы Евразии

29.09.2004 - Перераспределение военного присутствия США и его последствия в Евразии


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3301