Международное Евразийское Движение
Выступления Дугина | ''Маяк FM'' | К какому миру мы принадлежим? | Александр Дугин: ''Мы имеем полное основание, обращаясь к нашему собственному опыту, послать подальше демократию, либерализм, рынок, права человека и прочие нормативы демократии, европейской цивилизации'' | 10.02.2007
    10 февраля 2007, 23:36
 
Маяк FM К какому миру мы принадлежим?

Релевантные ссылки:

История для президента

Россия по-евразийски

Уфа как Третий Рим

К какому миру мы принадлежим?

Старые споры у старой карты

Программа "Стратегия" на радиостанции "Маяк FM" от 9 февраля 2007

По опросу Центра Юрия Левады 75 процентов россиян не считают Россию Европой. К какому миру мы принадлежим? В студии - Александр Дугин, руководитель Центра геополитических экспертиз, и Борис Надеждин, секретарь президиума СПС, завкафедрой права МФТИ.

"Маяк FM": Как вы прокомментируете данный опрос, который, на мой взгляд, достаточно сенсационен? 25 процентов наших сограждан полагают, что не НАТО, не США, а Евросоюз угрожает России потерей финансовой и промышленной независимости.

Александр Дугин: Я глубоко убежден, что 75 процентов - это постоянная величина. Где-то лет 6 назад ВЦИОМ проводил такие же исследования.

Что имеют в виду люди? Если людям задать вопрос: является ли Россия частью Азии? Те же 75 процентов скажут: нет, не является. Чем является Россия? Европой и европейской страной? Тогда мы вынуждены будем, признать, что это плохая европейская страна, кривая, неадекватная европейская страна, странная, ненормальная, недоделанная. И тогда мы придем к логике русских западников, к Чаадаеву, к “философским письмам”.

Либо мы вынуждены признать, что Россия есть не страна, а цивилизация. Совершенно специфическая цивилизация, сопоставимая не с Францией, Англией или Германией, но с Европой как таковой. Так были убеждены русские славянофилы, которые считали, что Россия это самостоятельная русская православная цивилизация.

 

 

 

Архивы Евразии

10.02.2006 - В "истории с карикатурами" России некого поддерживать

Так верили евразийцы, которые полагали, что Россия - это Евразия, это специфическая цивилизация, имеющая европейские и восточные черты. И так, как выясняется, считает большинство нашего населения. Хотел бы отметить, что это не просто большинство, ответивших на вопрос, а это некая идентичность России. Каждый россиянин внутри себя понимает, что это так.

"Маяк FM": Он понимает, что он не европеец?

Александр Дугин: Он понимает, что он евразиец, что он русский, что он носитель специфической особой цивилизации.

Борис Надеждин: Я по первому образованию физик-теоретик, посему уважаю точные данные, цифры, факты. А уже по второму - гуманитарий-юрист. Потому я сначала приведу цифры и факты, которые доказывают, что Россия, конечно, европейская страна. Я назову четыре аспекта.

Первый аспект – исторический. Второй – географический. Третий – этнический. Четвертый - культурный.

Исторический аспект. Если мы говорим в горизонтах последних 200-300 лет, конечно, Россия - евразийская страна чисто географически. Достаточно посмотреть на карту России: две трети ее территории находится в Азии. Но если мы посмотрим на аспект более древний, собственно, историческое ядро русского народа, что это такое? Киевская Русь, Поволжье, потом смещение наверх, к Новгороду и так далее. Это, без всякого сомнения, Европа.

"Маяк FM": На основании чего вы считаете это Европой? По признаку крови? Что это индоевропейское население?

Борис Надеждин: Я до крови еще не добрался. Пока физическая география.

"Маяк FM": Но по какому признаку вы определяете, допустим, жителей Киевской Руси или великой степи, или жителей, которые жили по Волге?

Борис Надеждин: Я начал с того, что первая часть моего выступления будет сугубо географическая. Я учился в школе и хорошо знаю, что все, что к западу от Урала и Куманыческой впадины - это Европа. Именно там зародился русский язык.

"Маяк FM": То есть все, что живет на западных отрогах Урала...

Борис Надеждин: С географической точки зрения...

"Маяк FM": ...имеет отношение к Европе?

Борис Надеждин: Да. Но про этнически-культурную я еще даже не начал говорить. По географической, без всякого сомнения, Европа. Теперь этническая ситуация. Конечно, прав Дугин в том, что есть ...

"Маяк FM": Кстати, у Геродота это называлось никакой не Европой, а Скифеей.

Борис Надеждин: Давайте мы до Геродота не будем доходить...

"Маяк FM": Скифия, не Европа.

Борис Надеждин: За точку отсчета возьмем нашу эру. Дугин совершенно прав в том, что есть понятие “русская цивилизация”. Оно неизмеримо шире на сегодняшний день, чем собственно Российская Федерация. Казахстан, Узбекистан и Таджикистан в орбите русской цивилизации, без всякого сомнения. Я сам родился и вырос в Ташкенте. Мои родители русские, туда приехали в ходе гражданской войны. И, безусловно, вся культура, интеллигенция там была русская.

Этнический фактор. 85 процентов населения нашей сегодняшней Российской Федерации - это русские, либо славянские народы, безусловно, европейские, а не азиатские. Еще 10 процентов - это народы тюркские. Татарский этнос, башкирский, которых когда-то гунны выдавили из монгольских степей. Но, в принципе, они 2 тысячи лет живут здесь. И только 1-2 процента этнического состава населения России - классические азиатские народы: тувинцы, буряты и так далее.

Александр Дугин: Индоевропейскими народами являются два величайших азиатских народа: индусы и иранцы. Они являются типичными индоевропейцами по языку, по культуре, по расе. И одновременно они являются азиатами. То есть понятие “индоевропейский”, к чему принадлежит, безусловно, славянское племя и наша славянская культура, гораздо шире, чем европейский. Потому что это речь идет об особой расовой, языковой культуре.

"Маяк FM": А индоевропейский значит ли это, что не европейский?

Александр Дугин: Не обязательно. Евразийцы - часть индоевропейской культуры. Но существуют европейские индоевропейцы. Это одна цивилизация, европейская цивилизация. Существуют азиатские индоевропейцы, индусы и иранцы. Есть евразийские индоевропейцы.

"Маяк FM": Китайское макао или Гонконг тоже появляются европейскими территориями, потому что там живут европейцы. Тоже Европа, что ли?

Борис Надеждин: Я попробую внести ясность.

"Маяк FM": США, получается, Европа. Там живут европейцы.

Борис Надеждин: Мы сначала должны определить контекст и систему понятий. Либо это историческое, либо этническое, либо культурное. Насколько я сумел понять, единственное пространство, на котором можно спорить о неевропейскости России, это культурное пространство.

"Маяк FM": А историческое?

Борис Надеждин: Конечно, Европа. Откуда взялся русский народ? Любые славяне с тех времен, когда можно говорить о славянах вообще, в том числе об антах, они всегда жили в Европе.

"Маяк FM": Как минимум есть две концепции. Первая концепция - российская государственность, условно говоря, нормандская, то, что она произошла от германских завоевателей, которые ассимилировались, викинги, приход Рюриха и так далее. Вторая концепция, которая была в свое время подержана очень сильно Львом Николаевичем Гумилевым, это тюркская концепция, монгольской государственности русской.

Александр Дугин: Дело в том, что речь идет о нормандской теории, о происхождении Киевской государственности. Монгольская теория - это Московская государственность. И, с другой стороны, тот же Гумилев говорил об огромном вкладе тюркских, аланских, то есть индо-иранских как раз. Аланский народ, осетины, кто они? Европейцы? Они арийцы, индоевропейцы, но они жили на предгорьях, это степные кочевые иранцы. Киевская Русь вспомним, кто по "Повести временных лет" приглашает Рюрика? Допустим, что он нормандский князь был. Его приглашают славянские племена и финно-угорские племена. И с самого начала мы были евразийским государством. Но после монгольского завоевания мы стали уже татарско-русским, уже даже не столько русско-татарским, сколько татарско-русским государством.

"Маяк FM": Давайте перейдем к политическому современному аспекту. Политическому. Поскольку наша передача, к сожалению, не этнографическая, не историческая и не бесконечная по времени, а политическая. Что значит в политическом контексте признание или отрицание факта, что Россия является частью Европы?

Александр Дугин: На мой взгляд, это значит все. Как мы определим Россию как европейскую или евразийскую державу, так и повернется наше понимание нашей политики. Если мы говорим, что Россия - европейская страна, соответственно, наше политическое, социальное, экономическое устройство должно быть в той или иной степени приравнено к единому европейскому стандарту. И тогда мы должны, исходя из этого стандарта, например, гражданского общества, прав человека, политической демократии, рыночной экономики и должны оценивать развитие нашей государственности. Если нет, то мы имеем полное основание, обращаясь к нашему собственному опыту, послать подальше демократию, либерализм, рынок, права человека и прочие нормативы демократии, европейской цивилизации.

Борис Надеждин: Я абсолютно не согласен. До тех пор, пока мы говорим об истории культуры этничности, я готов признавать значительный неевропейский элемент в России. Не очень большой, по разным параметрам.

"Маяк FM": Давайте говорить о политических проектах. Как только мы говорим “Россия - не Европа”, что это значит?

Борис Надеждин: Как только мы говорим о политике, я прекращаю любую дискуссию о том, что у нас какой-то особый путь, непохожий и говорю совершенно другие вещи. Как только вы говорите о политике, у вас появляются контрпродуктивные дискуссии о нации в терминах “Европа - не Европа”, “Запад - не Запад”. А продуктивными являются дискуссии о нации в следующих терминах. Они совсем другие. Какая часть населения живет в городах, какая часть населения имеет высшее образование, какая часть населения является конкурентоспособной в рыночной экономике, то есть способна принимать решения. Вот это продуктивно.

"Маяк FM": Представьте, мы сейчас с Дугиным, допустим, сказали: “Мы и 75 % россиян, Россия - не Европа. Что это значит? Что за политическую позицию тогда представляют те, кто это говорит?”

Борис Надеждин: Господи, что ж вы так-то?

"Маяк FM": Но вы говорите, вы не хотите это обсуждать. Что это за политическая позиция?

Борис Надеждин: Конечно же, Россия является уникальной цивилизацией. Я готов подписаться под этим на 100 процентов.

"Маяк FM": В политическом смысле, что это значит? Последствия такого заявления?

Борис Надеждин: Никаких политических прямых последствий у этого заявления нет, потому что абсолютно разные культуры, абсолютно разные истории. И такие разные, как японская, и такие разные как корейская. Есть Корея, одна страна, одна история до корейской войны.

"Маяк FM": Вы, правда, полагаете, что у политических заявлений такого масштаба нет последствий? Когда Ленин сказал “Бога нет, Советская власть не верит в Бога”, были политические последствия этого заявления!

Борис Надеждин: Утверждение о том, что решающее влияние на политические институты какой-либо нации играют аспекты культурные, исторические и религиозные, является неверным. Тому есть масса примеров. Россия абсолютно уникальна как религиозная православная цивилизация, абсолютно уникальна как гигантская страна с разными этносами. Но как только вы начинаете говорить о таких вопросах, как гражданское общество, парламент, свобода слова, становятся более важными аспекты не этнические, религиозные, культурные, а именно способ жизни миллионов людей. Я приведу один простой пример. Конечно, Россия этнически самобытна. Но, внимание, житель Москвы с высшим образованием, работающий менеджером коммерческой структуры, он, без всякого сомнения, не менее пригоден для парламентаризма рыночной экономики, чем житель Милана, Берлина или Лондона. Но житель бурятской деревни, который живет в Бурятии, и никогда в жизни не покидал свой район, конечно, не пригоден. Вот и все.

Александр Дугин: Когда самобытная культура становится объектом колонизации другой, западной культуры, то, естественно, критерием становятся те принципы, которые приносят колонизаторы, ЕС. Это справедливо для послевоенной Японии, проигравшей войну и будучи колонизированной Южной Кореей. Если Россию рассматривать как цивилизацию или страну, колонизированную Западом, пусть мягко, пусть через технологии, пусть через глобализацию, то вы правы. Но вся самобытность тогда снята. Эта самобытность в прошлом, это самобытность резервации.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3510