Международное Евразийское Движение
Статьи Дугина | ''KM.ru'' | На горизонте демократичное постиндустриальное общество | Александр Дугин: ''Прошло то время, когда инвестиции в Россию зависели от оценки Западом наших достижений в области прав человека'' | 14.06.2007
    14 июня 2007, 09:06
 
Александр Дугин

На горизонте демократичное постиндустриальное общество

Ющенко и Саакашвили больше не помогут длинные руки США

Опубликовано на мультипортале "KM.ru" 13 июня 2007

Ключевым событием минувшей недели стал Международный экономический форум в Санкт-Петербурге и приуроченный к этому мероприятию неформальный саммит глав СНГ. Оба мероприятия прошли успешно, а МЭФ так и вовсе стал несомненным триумфом России.

В 1990-е годы я принимал участие в подобных форумах. В то время это были незначительные «междусобойчики», которые имели абсолютно формальный характер. С тех пор форум в Санкт-Петербурге превратился в площадку совершенно иных масштабов, что отражает объективные изменения экономического статуса России.

Что бы ни говорили о нашей «энергоресурсной зависимости» и о том, что мы практически не развиваем высокотехнологичные секторы экономики (что в принципе не лишено оснований), тот факт, что доходы от реализации природных богатств России теперь поступают в казну государства и мы имеем возможность вложить их в реальный сектор, – это, конечно, чрезвычайно отрадное обстоятельство. На самом деле РФ была очень богатой страной и в 1990-е гг., но при этом сама не контролировала свои богатства, потому что они находились в собственности узкой прослойки олигархов.

Сейчас на самом высоком и авторитетном уровне Россия представлена как мировая экономическая держава. Обратите внимание, Санкт-Петербургский форум не смогла проигнорировать ни одна из крупнейших мировых монополий.

На горизонте демократичное постиндустриальное общество

Крыша для науки

От олигархии к полиархии

Глобальные экономические вызовы современного мира

Несмотря на политическую критику России (которая в свете подобных МЭФ событий начинает звучать все более неубедительно), все они приехали в Питер, чтобы получить возможность осуществить многомиллиардные инвестиции в нашу экономику и пообщаться с главами других государств СНГ.

В свое время я был одним из идеологов этого форума. Задумка состояла в том, чтобы мировая бизнес-элита приезжала не в Давос, а в Россию. Кроме того, ставилась задача придать этой площадке евразийский характер. То есть МЭФ должен был представлять не только Россию на международном уровне, но и ее партнеров по СНГ. В таком случае РФ выступила бы как сила, формирующая политический и экономический ландшафт всего постсоветского пространства. И наконец, по прошествии 10 лет, петербургский экономический форум превратился в «праздник евразийской экономики» и демонстрацию геополитического могущества России. Что характерно, в середине 90-х, когда аббревиатуру СНГ следовало трактовать как «содружество небогатых государств», «капитанами» его экономики были олигархи. А сейчас – государство.

Экономика постсоветского пространства представляет собой совершенно грандиозное явление. Многие скажут: «Ну конечно, что бы мы делали, не будь у нашей страны таких энергетических ресурсов!» Однако на самом деле это утверждение, с которым можно было бы поспорить.

Весь мир сейчас переживает коренную трансформацию прежнего экономического уклада. Речь идет об изменении самой структуры экономики. Это называется постиндустриальным обществом.

Многие знают об этом явлении, но далеко не все осведомлены, в чем же состоит его суть. Один из основных процессов, происходящих в таком обществе, это релятивизация индустриального сегмента. Это означает, что производственные мощности обычного индустриального толка (не hi-tech и не новейшее производственное оборудование) становятся гораздо менее значимы в экономике по сравнению с индустриальной эпохой. Иными словами, развитие традиционной промышленности становится не принципиальным и не главным с точки зрения экономической мощи государства.

Раньше экономисты считали, что переход к постиндустриальному обществу будет происходить за счет вытеснения новыми технологиями старых. Но при этом как-то упускалось из виду, что, несмотря на всю новизну, постиндустриальная экономика по-прежнему сильно связана с ресурсной базой, потому что ресурсы конечны и стоят очень дорого. Причем по настоящему мир осознал это не в эпоху индустриализации, а в эпоху постиндустриального общества. Таким образом, обладание Россией (и рядом других стран СНГ) значительными запасами энергоресурсов делает нас ведущими игроками постиндустриальной экономики.

Да, в России в 1990-е годы была практически уничтожена вся промышленность. В индустриальную эпоху это привело бы к фатальным для нашей страны последствиям. Однако в условиях формирования постиндустриальной экономики в мире, как это ни парадоксально, мы оказались экономически весьма и весьма конкурентоспособны. То есть обладание колоссальными природными ресурсами просто спасло нас в той почти безвыходной ситуации.

И сейчас Россия имеет уникальную историческую возможность инвестировать свои сверхдоходы от реализации энергоресурсов непосредственно в постиндустриальный сектор. Причем для ликвидации технологического отставания от нас теперь не требуется построение экономики мобилизационного типа. На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме мы, по сути, увидели встречу ресурсообеспеченной страны (России) со странами, которые обладают высокими технологиями. У нас появилась уникальная возможность осуществить рывок в постиндустриальное общество без построения конвенциональной промышленной экономики традиционного типа. Так что МЭФ стал важным шагом России в постиндустриальную экономику.

Весьма показательна ситуация с последними высказываниями уходящего британского премьера Тони Блэра. Напомню, он пригрозил вывести британский капитал из России в том случае, если Россия «не вернется на путь демократии». Однако, как мы видим, британский капитал, который был очень широко представлен на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, просто проигнорировал слова действующего политического лидера Великобритании.

Таким образом, прошло то время, когда инвестиции в Россию зависели от оценки Западом наших достижений в области прав человека. РФ действительно превращается в суверенное государство, которое располагает необходимой экономической базой для того, чтобы осуществлять самостоятельный внутри- и внешнеполитический курс. Сейчас мы можем позволить себе как прислушаться к критике, так и проигнорировать ее. По крайней мере это уже не скажется на нашем уровне благосостояния.

С другой стороны, экономическая независимость России не означает, что мы должны немедленно отказаться от демократии только потому, что уровень ее развития не является уже таким существенным фактором в нашем диалоге с Западом, как это было раньше. Просто мы имеем возможность вписать демократию в свой суверенный контекст. То есть Блэра теперь можно слушать, а можно и проигнорировать. На наше собственное усмотрение. А британский бизнес по-любому придет к нам с пухлыми пакетами инвестиционных предложений, потому что Россия - это быстроразвивающаяся экономика с растущим потребительским рынком. И здесь можно делать большие деньги.

Кстати говоря, американский бизнес больше подчинен единому внешнеполитическому курсу, нежели британский, где, в отличие от Америки, еще сохраняется какой-то либерализм. Вообще, США - это самая политизированная страна в мире, и не американцам учить Россию, как делать бизнес свободным.

И, наконец, последний сюжет – приуроченный к экономическому форуму неформальный саммит СНГ. Несмотря на всю его неформальность, Саакашвили и Ющенко как миленькие приехали в Питер на встречу с Путиным (хотя их в принципе даже и не звали). И это является лишним свидетельством растущей мощи России.

Вообще, Саакашвили и Ющенко - это два чистых «недоразумения» на постсоветском пространстве, а точнее, это воплощение американской политики по вытеснению России из СНГ. Вашингтон сделал все возможное, чтобы привести к власти эти двух «недоумков». Но даже они в конце концов поняли, что Питер ближе, чем Вашингтон. По внутренней политике что одного, что другого видно, что это умственно неполноценные люди. Это не ответственные государственные деятели, а настоящие клоуны. Не в состоянии осуществлять продуманную политику в своих странах, они просто надеются на американского заокеанского дядю. И ссорятся с Россией, как только им скажет «дядя». Причем даже в том случае, если это противоречит национальным интересам Украины и Грузии. Но даже два этих «интеллектуальных дауна» приехали в Санкт-Петербург, потому что осознали, что без помощи со стороны России они получат в своих странах полномасштабный экономический коллапс, и тогда даже длинные руки Госдепа США уже не помогут им удержаться у власти.

Александр Дугин,
руководитель Центра Геополитических экспертиз
экспертно-консультативного совета
по проблемам национальной безопасности
при ГД РФ

 

 

 

Архивы Евразии

14.06.2006 - Заказ на идею - Как стало известно «НИ», в последнее время на Старой площади можно встретить геополитика, лидера Евразийского движения Александра Дугина. Г-н Дугин стоял у истоков Национал-большевистской партии, пока не разошелся во взглядах с ее лидером Эдуардом Лимоновым. Можно также вспомнить, что в ноябре прошлого года именно Евразийский союз молодежи (молодежное отделение возглавляемого Дугиным движения) организовал на улицах Москвы Правый марш. Кстати, несмотря на все старания правозащитников и очевидные факты, прокуратура упорно отказывается видеть в этой акции признаки разжигания межнациональной вражды и пропаганды насилия. Можно гадать, в каких именно кабинетах бывает г-н Дугин, но весьма осведомленный Сергей Доренко в своем романе связывает Александра Дугина с именем заместителя главы администрации президента Игоря Сечина и так называемой кремлевской группировкой «силовиков».


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/3714