Международное Евразийское Движение
Тексты | Семинар "Россия и Запад: что разделяет?" | Мы разные потому, что разные? Это не ответ! | Степан Сулакшин: "Божий ли замысел столь специфичен, что нас сделал иными, и именно в этой инаковости его вечный замысел - Россия всегда будет показывать миру, как не надо жить?" | 18.06.2009
    19 июня 2009, 11:04
 
Божий ли замысел столь специфичен, что нас сделал иными, и именно в этой инаковости его вечный замысел - Россия всегда будет показывать миру, как не надо жить?

Самодержавие пространства

Наша цивилизация

Куда несется русская тройка?

Степан Сулакшин

Мы разные потому, что разные? Это не ответ!

Различие интересов и ценностей России и Запада связано с их положением в причинно-понятийном смысловом пространстве

Опубликовано в издании материалов постоянно действующего научного семинара "Цивилизационный контекст и ценностные основания российской политики" Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН, тема "Россия и Запад: что разделяет?", выпуск № 7 (16), 2009

Необходимо отдать должное той версии и интерпретации исследовательской задачи, которую представил докладчик. Признаюсь, что горжусь нашим семинаром, потому что он собирается не для того, чтобы поговорить и разойтись, а ставит некоторые очень возбуждающие задачи и пытается их решать, доходя до ответа, до решения этой задачи.

Итак, задача состояла в том, чтобы решить: в чем мы - Россия и Запад - разные, и почему мы разные. Докладчик заявил: потому, что разные ценности и интересы. Но на вопрос, почему это так, последовал ответ: потому что разные социально-политические антропологии. На вопрос, почему это так, и где конец этой почемучки - конец (а вернее – начало отсчета) докладчиком было обозначено как различия в религиозно-философских концептах, догматике и аксиологии.

Значит, по этой логике, исходная причина различий находится в философско-религиозном пространстве. Но, на мой взгляд, это тоже не причина, это проявление различий, максимум - это промежуточная причина. Почему я так считаю? Потому что, тогда нужно предположить, что история наших различий насчитывает всего лишь тысячу лет.

 

 

 

Архивы Евразии

18.06.2007 - Пора лечиться - Александр Дугин: ''Россия показала, что терпение ее лопнуло и за каждую выходку оранжевых дегенератов будет соответствующим образом проведены акции депортации уже без всяких оснований''

А. И. Фурсов в солидарность с моей позицией, не зная о ней, задал вопрос: «А до этого периода не возникало некоторого генезиса причинных категорий, которые все время генерируют и воспроизводят эти наши различия?». Значит, российской или русской цивилизации тоже всего лишь тысяча лет? Ну, раз уж она определяется двумя маркерами - интересами и ценностями, как пояснил докладчик, отвечая на вопрос В. И. Якунина.

Тут есть один необходимый экскурс - квазиматематический. Интересы и ценности - это не есть независимые координаты в причинно-понятийном смысловом пространстве. Интересы - что это такое? Это психолого-деятельностная категория, которая мотивирует индивида на действие, но замешана и связана с потребностями, которые ограничиваются ценностями. Это связанные категории.

Конечно, речь, в основном, идет о ценностях, а не об интересах. В.И. Якунин справедливо заметил, что это довольно узкая конъюнктурная в историческом смысле проблематика политологии, геополитики и т. д.

Об интересах и о ценностях, в принципе, можно договориться в современном глобальном коммуникационном дискурсе. Скажем, наша молодежь - опять-таки, эта мысль прозвучала - довольно быстро переходит в ориентации с высоких идейно-духовных ценностей на ценности «порнографических» субститутов. Значит, различия могут когда-нибудь исчезнуть, и это самая возбуждающая сердцевина поставленного вопроса. Так могут эти различия исчезнуть или нет? Я не знаю ответа, но думаю, что этот ответ - самое важное, что было необходимо найти.

Кажется, что мы всегда и почти во всем различались. Сейчас мы в Косово различаемся. И в Абхазии, и в Южной Осетии различаемся. И ракеты по сусекам собираем, пытаясь поставить их в Калининграде. И хотя нет уже Советского Союза, нет уже биполярного мира, все равно нечто нас разъединяет - вот то самое искомое нечто. У докладчика прозвучала необычайно важная подача о некой цели, цели глобальной, о некоем плане, который движет российским развитием и российской историей.

Хочется спросить самого себя: а чья это цель? Чей это план? Кто это движение России в истории организует? Не находя ответа, который я все время ищу, на каком-то бесконечно тонком уровне причинного разложения приходишь к выводу, что вот этой агностичностью ситуации мы неизбежно доказываем существование некоего Демиурга, который поставил цели, заложил функциональные отличия России. Это, конечно, очень условно.

В чем же мы разные? Гены другие? Это вытекает из климатико-ландшафтного генезиса, упомянутого в теории Гумилева? Божий ли замысел столь специфичен, что нас сделал иными, и именно в этой инаковости его вечный замысел - Россия всегда будет показывать миру, как не надо жить?

Свою реплику я хотел бы завершить вопросом: в чем же разделены Россия и Запад - не на поверхностном, не на промежуточном причинном уровне разложения причинных связей, - а на исходном, сущностном причинном уровне? Мне кажется, что не добрались мы сегодня до этого уровня. Мы как-то даже уходим от самой необходимости туда попасть. Это очень сложно, точно так же сложно, как с помощью физических законов существования микромира попытаться описать существование нашего мира, макромира и т. д.

С. С. Сулакшин, доктор физико-математических наук, доктор политических наук

  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4257