Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | "Vesti.Az" | Армения просто не сможет затормозить российско-турецкое сближение | Александр Дугин: "Армяне чувствуют, что в условиях значительного улучшения отношений между Москвой и Анкарой, Москвой и Баку, их значение для России несколько меняется. Поэтому и реагируют, как могут. Однако попытки Армении как-то повлиять на российско-турецкое сближение я считаю переоценкой своих возможностей" | 18.03.2011
    18 марта 2011, 23:57
 

Армения просто не сможет затормозить российско-турецкое сближение

Исходя из внешнеполитической ситуации Турция начинает активно менять свое отношение к России, что не очень нравится Армении

Эксклюзивное интервью "Vesti.Az" с доктором политических наук, профессором, лидером Международного евразийского движения Александром Дугиным.

"Vesti.Az": Насколько важен для России визит премьер-министра Турции Эрдогана?

Александр Дугин: Очень важен, так как российско-турецкие отношения представляют собой бурно развивающуюся стратегическую ось. Турция меняет свое понимание стратегической архитектуры регионального пространства, на котором она находится.

В начале истории современной Турции большевистская Россия была для нее главным партнером, но уже с конца 30-х годов прошлого века она стала все больше и больше отдаляться от СССР, а после II Мировой войны и вовсе ориентироваться на НАТО. Если еще в 90-е годы Турция проводила натовскую политику в регионе, направленную на конкуренцию с Россией, то после иракской кампании и по мере развития российско-турецкого экономического сотрудничества, Турция стала последовательно менять свое отношение как к России, так и к Европе с США.

В Анкаре понимают, что в ЕС их не примут, а следование в русле американской политики наносит существенный ущерб национальным интересам. В этих условиях Турция начинает активно менять свое отношение к России и становится на евразийский путь.

В Турции есть две группы – это радикальные евразийцы, которые находятся в оппозиции Эрдогану, и умеренные евразийцы, идеологом которых можно считать главу МИД Давутоглу. В Турции уже не стоит вопрос – следовать евразийской или натовской политике, он стоял у них еще каких-то 10-15 лет назад. Сегодня стоит другой вопрос: двигаться ли в евразийское пространство быстрыми шагами, вплоть до выхода из НАТО, или проводить ту же самую линию более мягко.

Кстати, радикальные евразийцы объединены по делу "Эргенекон", это военные, часть националистов. Американцы смогли подстроить под них определенное уголовное дело, подтолкнули правящие круги Турции к радикальным мерам против радикальных евразийцев. При этом, сам Эрдоган проводит более умеренную евразийскую политику и с большим акцентом на религиозный фактор, в то время как радикальные евразийцы стоят больше на кемалистских позициях.

Турция семимильными шагами сближается с Россией, и с таким же темпом отворачивается от США. Турки понимают, какие выгоды им сулит тесное сотрудничество с Россией. Я думаю, что обе страны заинтересованы в укреплении стратегического партнерства друг с другом.

Турция как и Россия - настоящая евразийская страна и в равной степени принадлежим Европе и Азии

Война за Карабах может возобновиться в любой момент

Баланс сил изменился в пользу Азербайджана

"Vesti.Az": Сюда же, наверное, стоит также добавить и тесные дружеские отношения, сложившиеся между Путиным и Эрдоганом?

Александр Дугин: Я думаю, что роль приятельских отношений в политике несколько преувеличена. Можно улыбаться и врагу, зная, что он враг, а можно сухо и по-деловому общаться со стратегическими партнерами. Здесь самое главное – геополитика. Являются ли Эрдоган и Путин друзьями – не суть важно. Важно то, что на сегодняшнем этапе Турция и Россия предназначены для интенсивного сближения друг с другом.

"Vesti.Az": По поводу сближения. Не только США не по душе турецко-российское сближение. Весьма ревностно относятся к этому и в Армении. Помимо акции протеста перед посольством России в Ереване, организованной дашнаками, сегодня стало известно о том, что ряд армянских ученых, политологов и политических деятелей обратился с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву в связи с визитом в Россию премьер-министра Турции, в котором России ставят в укор теплый прием, оказанный Эрдогану. Вам не кажется, что это смахивает на некий шантаж Москвы?

Александр Дугин: Армяне проводят свою собственную региональную политику. Эта политика довольно аккуратно вписывалась в 90-е годы, когда Турция была активным проводником атлантистской политики в регионе. В этом отношении определенные антитурецкие настроения Армении вписывались в интересы России. Так завязалось партнерство между Москвой и Ереваном, исходя из стратегических интересов обеих стран. Хотя, довольно быстро забылось, что Армения стояла в авангарде сторонников распада СССР.

В тот период, период довольно напряженных отношений России с Турцией, Армения была приоритетным российским союзником в этом регионе. С этим, кстати, связан тот факт, что армяне больше интегрировались с Россией, чем Азербайджан, и в значительной степени то, что Россия не противостояла армянской оккупации Нагорного Карабаха.

Сейчас ситуация меняется на глазах, потому что меняется позиция Турции. Соответственно, Армения, при всей своей дружественной политике по отношению к России, несколько утрачивает свое значение для Москвы. И наоборот, все больше усиливается российско-турецкое и российско-азербайджанское партнерство. Это прекрасно понимают в Ереване, который, наверняка, старается любым образом подчеркнуть свое значение в глазах России.

В принципе, армян понять можно: они действуют, исходя из своей внутренней логики, реагируют на изменение геополитической коньюктуры вокруг. Однако нужно сразу же отметить, что Россия все равно не сдаст Армению, которая остается нашим стратегическим партнером. Другое дело, что Россия в регионе будет действовать, исходя исключительно из собственных интересов. В этом плане я считаю наивным полагать, что Россию можно использовать.

Армяне чувствуют, что в условиях значительного улучшения отношений между Москвой и Анкарой, Москвой и Баку, их значение для России несколько меняется. Поэтому и реагируют, как могут. Однако попытки Армении как-то повлиять на российско-турецкое сближение я считаю переоценкой своих возможностей. Армения просто не сможет затормозить этот процесс. У нее нет таких ресурсов, которые смогли бы затормозить развитие российско-турецких отношений. Шантаж, что, мол, в случае чего, мы можем сблизиться с США, здесь не пройдет.

Тем не менее, я не вижу ничего страшного в том, что во внутриполитической ситуации Еревану необходимо подчеркнуть особенности своей позиции и донести ее каким-то образом до Москвы.

"Vesti.Az": В России уже сейчас чувствуется подготовка к предстоящим в следующем году президентским выборам. Как Вы считаете, следует ли в таких условиях ожидать подвижек в урегулировании Карабахского конфликта? Или в этих условиях Москве будет не до Азербайджана и Армении?

Александр Дугин: Я уже неоднократно говорил о том, что Россия заинтересована лишь в сохранении существующего статус-кво в Карабахском конфликте. Все ее усилия сводятся к тому, чтобы там ничего не менялось ни юридически, ни де-факто. В этом плане Россия будет последовательна независимо от того, как пройдут президентские выборы, и кто на них победит.

Другое дело, что если в России начнется дестабилизация общественно-политической ситуации, то ослаблением внимания Москвы могут воспользоваться другие силы, конкретно, США, которые могут попытаться "разморозить" Карабахский конфликт.

Беседовал Бахрам Батыев

 

 

 

Архивы Евразии

18.03.2006 - Иранский цейтнот - Виктор Дубовицкий: "Нынешний конфликт Запада с Ираном со всей полнотой высветил необходимость региональной системы безопасности на Среднем Востоке. Ее структура должна быть построена самими странами региона, без участия вне региональных и тем более вне континентальных сил и Ирана должен играть в ней одну из ключевых ролей"


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/4472