Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское обозрение № 7 | Андрей Резниченко | 400 лет вместе | 27.09.2002
    27 сентября 2002, 18:10
 
Присылайте тексты для "Евразийского обозрения" - obozrenie@evrazia.org

400 лет вместе

Андрей Резниченко, попечитель прихода Святого Иоанна Евангелической Лютеранской Цекрви Ингрии для www.evrazia.org
Расскажи, какую организацию ты возглавляешь, о её возникновении, почему она считается традиционной конфессией на Руси, и что она представляет из себя на данный момент?

Я представляю «Служение лютеранского часа», эта организация лютеран-прихожан, которая создана для того, чтобы работать в области медиавещания, создавать радиопрограммы, телевизионные передачи и фильмы для христиан, в первую очередь для тех, кому лютеранство традиционно. Эта организация в России существует около 10 лет и начитывает примерно 57 филиалов по всему миру. Сама организация была основана тюменскими лютеранами в начале ХХ века, они позже эмигрировали в США, но США и лютеране – это уже отдельная тема.

Сотрудниками Лютеранского часа являются прихожане финской и немецкой церкви в России - то есть все лютеране Всемирной Лютеранской федерации. Цели и задачи нашей организации очень простые. Наши фильмы приобретают российские каналы, например, РТР, РЕН-TV, в наших фильмах играют известные актеры, тематика довольно простая – современная жизнь и Евангелие. Наши радиопрограммы вот уже 8 лет выходят на радио «Россия», «Маяк», «Юность». Чем мы точно не занимаемся – это прозелитизмом, это нам неинтересно в силу того, что у нас очень много людей, которые раньше были лютеранами, а сейчас они непонятно кто – они не православные, не католики, не протестанты. Это люди, которые без Христа.
Наши лютеране – это латыши, финны, эстонцы, немцы, те, кто каким то образом раньше принадлежал к лютеранской церкви.
В качестве примера, лютеранская церковь в Москве до революции насчитывала 5 тысяч человек, было две церкви, а самый большой приход под Петербургом насчитывал 15 тысяч.

Почему лютеранство конфессия традиционная для России?

Лютер не хотел создавать никакую новую Церковь, своей главной задачей считал реформирование католической церкви, возвращение ее к первоначальному Евангелию. Именно католики вынудили Лютера и последователей лютеранства, отвергая их от общения, преследуя их, убивая, выгоняя из церквей, создать на территории Германии лютеранскую церковь.
Это была вынужденная мера, на протяжении всей своей истории лютеранская церковь искала контакты с церковью православной.
Например, последователь и сторонник Лютера, Меланхтон, был в дружеской и тёплой переписке с православными иерархами, с константинопольским патриархом. Так получилось, что церковь развивалась на территории Германии, спустя 50-60 лет политически она стала независимой.
Постепенно, с распространением лютеранства, точнее после первого приезда немцев в Россию по приглашению Ивана Грозного, Екатерины, и Петра I в дальнейшем, лютеранство возникло в России. Это XVI век, фактически спустя несколько десятков лет после возникновения самой лютеранской церкви. Лютеранская церковь в России насчитывает вот уже четырёхвековую историю. В основном лютеранство – это вера немцев, финнов, шведов, латышей, всех нерусских, или «немцев», как их называли – «немые народы», их невозможно было понять.
При царе Алексее лютеранским пастырем, Иоганном Григорем был создан первый национальный театр России, была поставлена пьеса «Эсфирь», и она называлась «Арктаксерксово действо». Первые храмы были построены в конце XVI века. В дальнейшем по истории было много наших лютеран, которые принимали православие, и очень много лютеран, несколько миллионов, достойно существовавших на территории России. Общение с православной церковью, конечно, при соблюдении определенных условий. Были страшные законы – человек в случае перехода из православной веры в лютеранство подвергался чуть ли не смертной казни (в истории были такие прецеденты).
Лютеранская церковь на территории России занималась созданием первых благотворительных школ, учреждений – это огромная социальная традиция. И, хочу отметить, самая важная – социальная, образовательная и культурная, таких как театр, концерты. Четыре с половиной столетия в России - несколько поколений людей, воспитанных в лютеранстве, ставших патриотами своей новой Родины.
Самое интересное, что в настоящий момент, учитывая тесную историческую связь РПЦ и лютеранской церкви, между государственной финской лютеранской церковью и РПЦ проходят вот уже несколько лет богословские встречи. На этих богословских встречах обсуждаются вопросы таинств, отношения к отцам церкви, к преданиям, соборам.
Фактически уже подведена база к союзу церквей, это происходит на уровне встреч иерархов. Вполне возможно, что в скором времени мы увидим совместное коммюнике.
Если учитывать интересы народов, проживающих в России, то необходимо и принимать во внимание лютеран - тех, кто уже более четырех столетий проживает на территории России.

Какое у тебя отношение к идеям евразийства и как они могут помочь современным лютеранам России?

Самое интересное, что отношение к идеям евразийства однозначными быть не могут, потому что идей и школ несколько. Для меня самое важное, что нации по культурным, социальным генетическим параметрам отличаются от тех европейцев, которые живут на Востоке. Меня очень радуют, что те, кто живет сейчас в России, очень гармонично влились в это государство. Надо, чтобы они не чувствовали себя чужими, а чувствовали себя в России как дома, в том смысле, что они могут быть полезными. На мой взгляд, евразийство самое прогрессивное движение. Если представить карту, то огромное пятно на карте – это русские, это немцы, это белорусы, украинцы, и чтобы все эти пятна сообщались с друг другом и слились в одно единое море в этом информационном потоке, мне кажется, необходима, идея, идея евразийства как слияние Европы и Азии, Востока и Запада – это чрезвычайно интересно.
Но идеи живы только тогда, когда они в народе.
Главное, это почувствовать общность одной истории – четыре с половиной века вместе!!! Вместе составляем одно пятно, но, к сожалению, в силу того, что нашу страну постоянно болтало как корабль, нас постоянно раскидывали, поэтому у нас нет общей базы, не считая политического и экономического фундамента.
К сожалению, у нас нет общей культурной базы. Многие русские забывают то, что у них накоплено предками, многие латыши забывают, что накоплено их предками. С одной стороны, это хорошо, так как нет место расизму, с другой стороны, это плохо, потому что теряется очень ценное, накопленное поколениями.
На мой взгляд, самое важное, чтобы РПЦ и лютеранская церковь имели тесное общение и общую социальную платформу, единую точку зрения на политические, общественные и внутригосударственные проблемы. На самом деле, у нас нет единого фронта, все разрозненны. Но за лютеранством стоит пол-Европы. Вся Европа, за исключением Англии, а это Германия, скандинавские страны – это инструмент для влияния.
Попытка оторвать и выслать всех немцев в Германию, а русских – в Россию, всех финнов – в Финляндию обречена на провал. Во-первых, взаимное общение обогащает, а во-вторых, дает силы, чтобы противостоять деструктивному влиянию сект, организаций, которые пытаются не то, что построить свое, а скорее разрушить то, что есть.
Еще раз подчеркну, что для меня важно:
· Общая история;
· Возможность России влиять на события и процессы в Европе;
· Быть вместе с Церквями, хотя бы на религиозном уровне;
· Противостоять всем деструктивным организациям, сектам.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/576