Международное Евразийское Движение
США против Ирака | «Александр-хаус» | Выступление В.Никонова | 29. 09. 2002
    17 октября 2002, 19:08
 
Вячеслав Никонов, Президент Фонда "Политика"

Политики во всех странах не связывают Ирак с Грузией, а аналитики упорно это делают. Это, на мой взгляд, совершенно разные ситуации, которые объединяются сейчас только эмоциями, а должны объединяться, на самом деле, общностью подхода, именно с позиции российских национальных интересов, которые в Ираке и в Грузии абсолютно разные.

Вторая мысль: в Ираке у нас пять интересов. У нас нет интереса защищать Саддама Хусейна, который является одним из самых плохих диктаторов в мире, но у нас есть советский долг, есть контракты российских нефтяных компаний, сумма этих контрактов во многом обозначена, и вот эти сорок миллиардов, которые тут звучат - это на самом деле интересы российских нефтяных компаний. Есть интерес в уничтожении иракского оружия массового поражения - почему считается, что это только американский интерес, хотя на самом деле распространение будет у наших границ, а вовсе не у американских. Есть интерес создания там нормального правительства, которое хотя бы было не антироссийским, и пятый, последний интерес, о котором не скажет ни одно официальное лицо, это, конечно, сохранение Ирака в режиме санкций, поскольку это препятствует попаданию иракской нефти на международный рынок.

Мысль моя третья: в том, что Саддам Хусейн не сможет реализовать российские интересы в Ираке за исключением последнего. Он никогда не отдавал советский долг и отдавать его не будет, пока он находится в режиме санкций российских нефтяных компаний, а оружие массового уничтожения там будет, пока будет его режим. Другой аспект этой же проблемы в том, до конца года, я уверен, Саддама Хусейна в Ираке не будет.

Американская военная операция неизбежна, и она займёт максимум две недели. Иракская армия как боевая единица - нулевая. Известно, что во время "Бури в пустыне" иракские части сдавались первым попавшимся иностранцам: и итальянским телевизионным группам, и французским "врачам без границ".

Отсюда четвёртая мысль: вообще-то договариваться нужно и можно, но только с американцами. Они могут действовать без санкции Совета безопасности, но предпочли бы действовать с ними. То есть сейчас наш голос стоит довольно многого. Американцы готовы к этому разговору, они готовы к признанию советского долга следующим режимом, они готовы к признанию интересов российских нефтяных компаний в Ираке, они готовы говорить об учёте наших интересов при составлении будущего правительства Ирака, они естественно решат проблему оружия массового поражения, но естественно не решат в нужном для нас русле проблему санкций, они будут отменены, и в этом случае нам останется только цепляться за иракский народ и за те российские нефтяные компании, которые там всё-таки закрепятся.

Отсюда моя пятая мысль, главная: фактор времени абсолютно критический. В тот момент, когда на землю Ирака упадёт первая бомба, и ступит нога первого американского солдата, ценность нашей переговорной позиции будет равна нулю. Мы не сможем уже договориться ни о чём. Попытки предотвратить американские удары ни к чему не приведут, мы не предотвратим удары, но, боюсь, лишь потеряем время и возможность о чём-либо договориться. Отсюда главный мой вывод - нам срочно нужно вступать в серьёзные переговоры с американцами на высшем уровне наших экономических и политических интересов в постхусейновском Ираке.

Мысль шестая - размен Ирака на Грузию - это просто нонсенс, это бессмыслица. Вместо того, чтобы разменять Ирак на Ирак, что нужно в общем-то делать в этой ситуации, обеспечивая свои экономические интересы, мы отдаём этот свой огромный козырь за сомнительное удовольствие распространить свои чеченские страдания ещё на дополнительные территории, где ситуация на самом деле для проведения контртеррористической операции будет еще хуже, чем в Чечне. Это горы, это зима, это враждебно настроенное население, это территория другого государства, в котором есть свои вооружённые силы, и гораздо более серьёзная международная изоляция, чем после Чечни.

И наконец седьмая, последняя мысль - размен не реализует наших интересов в Грузии, которые, на мой взгляд, сформулированы помимо уничтожения террористов, там есть интерес создания дружественного нам режима и замена прогнившего, недееспособного, коррумпированного, авторитарного, диктаторского, единственного в мире антироссийского режима Шевардназде на более приличный режим. Одностороннее российское действие в Панкисси имеет меньше шансов на успех, чем в Чечне с точки зрения решения задач контртеррористической операции, в то же время приведёт к укреплению режима Шеварднадзе, поскольку перед лицом российской агрессии там будет очевидное сплочение.

Оптимальное международное усилие по борьбе с терроризмом надо делать, безусловно, с согласия Грузии, а согласие Грузии должно быть обеспечено опять же под американским давлением. Национальные интересы, прагматизм должны стоять на первом месте, а Шеварднадзе слишком незначительная фигура, чтобы ради него ставить на кон наши стратегические отношения с Западом.

Спасибо.


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/699