Международное Евразийское Движение
Материалы | Евразийское Обозрение №5 | Тараторин | Маршруты независимости | 2001
    6 декабря 2002, 17:43
 
Маршруты независимости

Западная Сибирь – сердце Евразии. Нефть - его черная огненная кровь. Здесь центр российской нефтедобычи. Крупнейшие отечественные нефтяные компании включили имена западно-сибирских городов в свои названия. «ЛУКОЙЛ»: первые буквы – это Лангепас, Урай, Когалым. Ну а «Сургутнефтегаз» и «Тюменская Нефтяная Компания» в подобных комментариях не нуждаются. Поток, начинающийся отсюда, несет жизнь, энергию, тепло за многие сотни километров от занесенной снегами, породившей его земли. И только трубопроводный транспорт, не взирая на все природно-климатические преграды, способен обеспечить бесперебойную поставку сибирской нефти в индустриальные центры России и в далекие порты, где ждут загрузки могучие танкеры.

Нефтеэкспорт в среднесрочной перспективе остается одним из решающих факторов не только развития российской экономики, но и физического выживания нации. Поэтому вопрос эффективного функционирования существующих транспортных магистралей и строительства новых, несомненно, относится к сфере основных приоритетов государственной безопасности.

Вследствие распада СССР у России оставались только черноморские экспортные ворота – порты Новороссийска и Туапсе. Причем в первом случае маршрут трубопровода пролегал по территории Украины. Выход в Балтику – нефтеналивной порт Вентспилс отошел к суверенной Латвии. Эта ситуация осознавалась как угрожающая и с середины 90-х активно обсуждались проекты строительства новых маршрутов. Однако конкретные меры предприняты были только с приходом Владимира Путина.

Выступая на открытии Балтийской трубопроводной системы (БТС), Президент заметил, что еще в период своей работы в мэрии Северной столицы, он лично участвовал в подготовке проекта к реализации. Тогда ему пришлось столкнуться с откровенным саботажем ряда чиновников. Окончательно противодействие было сломлено только после обретения Путиным высшей государственной власти. Упорство противников БТС удивления не вызывает. Слишком серьезные финансовые интересы стимулировали их активность.

Долгое время Вентспилс являлся монополистом нефтеэкспорта на балтийском направлении. Латыши извлекали из этой ситуации максимальную выгоду – тарифы нефтетранзит были откровенно завышены. Затем активизировались литовцы. Терминал в Бутинге составил Вентспилсу реальную конкуренцию. Латвия, дабы нейтрализовать угрозу даже пыталась инициировать создание Западной трубопроводной системы – в обход опасного соседа. Намеревались привлечь к реализации проекта западных инвесторов и «ЛУКОЙЛ». Но амбициозные планы, судя по всему, окончательно похоронены в результате успешного завершения строительства первой очереди БТС. Первый танкер покинул Приморск, новый российский порт на Балтике в конце декабря минувшего года. Уже на начальном этапе своего функционирования этот маршрут должен практически, ополовинить экспортный поток через Вентспилс.

БТС – это возведенный в предельно сжатые сроки нефтепровод Кириши – Приморск, плюс построенный буквально на пустом месте нефтеналивной порт. Проект реализован государственной компанией «Транснефть». По системе пойдет нефть из Западной Сибири, Тимано – Печерской нефтегазоносной провинции, Поволжья и Казахстана. Российские нефтяные компании боролись за право стать совладельцами БТС. Но государственную монополию на транспортировку нефти по системе удалось сохранить, а для финансирования строительства была введена специальная инвестиционная составляющая в тарифе на перекачку.

Летом должно начаться строительство второй очереди Балтийской трубопроводной. После его завершения годовой объем перекачки возрастет с нынешних 12 миллионов тонн до 18. На следующем этапе он увеличится до 30 миллионов тонн. Специалисты утверждают, что проекты такой сложности и значимости не реализовывались с первой половины 80-х годов минувшего века. Весьма символично, что Третье тысячелетие началось для России крупной победой, обеспечившей экономическую независимость страны на многие годы вперед.

На Южном направлении в прошлом году тоже был совершен прорыв. До недавнего времени трубопроводная магистраль до Новороссийска пролегала через Украину. Неоправданно высокий тариф за транзит углеводородного сырья давно уже вызывал вопросы у российской стороны, но они оставались без ответа. Однако в начале весны 2001 года «Транснефть» начала строить обходной участок Суходольная – Родионовская. Уже осенью он вступил в строй. С зависимостью от братской, но, к сожалению, не всегда и не во всем дружественной страны покончено.

Характерно, что в Киеве до последнего момента не хотели верить, что перемычка будет построена. Предпринимались попытки увязать отказ России от данного проекта с изменением украинской позиции по поводу интеграции нефтепровода «Дружба» с южно-европейской трубопроводной системой «Адрия». В случае воплощения в жизнь этого плана, российская нефть беспрепятственно потечет от самого Когалыма до порта Омишаль на Адриатике. Участники проекта – Россия, Украина, Словакия, Венгрия, Хорватия. Именно украинская сторона тормозила до последнего времени переговорный процесс, отказываясь установить приемлемый тариф за транзит. Сегодня, правда, имеются данные, что стороны близки к подписанию договора. И судя по всему, именно отказ новой российской власти от сомнительных с точки зрения национальных интересов компромиссов, оказался самым убедительным дипломатическим аргументом.

О наступлении новой эпохи свидетельствуют не политические декларации и даже не громкие уголовные дела, последовательность и жесткость в защите экономической независимости государства критерий гораздо более точный и неоспоримый.

Дмитрий Тараторин


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/866