Международное Евразийское Движение
Интервью Дугина | Философские системы | Ответы Дугина посетителям сайта | 08.12.2002
    15 декабря 2002, 03:20
 
Пресс-центр партии "Евразия" - press-center@evrazia.org 

Философские системы

Александр Дугин отвечает на вопросы посетителей сайта
Исламисты предлагают вернуться к бравой предклассической рациональности – неизощренной и догматической, противопоставляя её не столько европейской рациональности, сколько пред-рациональным моделям традиционного общества (ширк) и пост-рациональным системам пост-модерна (пессимистический пост-рационализм современного западного философского сознания, которое есть не столько даже минимальный гуманизм, сколько вскрывшийся за истощением человека онтологический нигилизм).

Релевантные ссылки:

Александр Дугин
"Максимальный гуманизм"

Александр Дугин
"Права народов и права человека"

Вопрос Михаила Гринберга к Александру Дугину:

Здравствуйте!
Хочу задать вопрос Вам, как «последнему философу России». В полемике о мировых проблемах (мне 68 лет и подобные темы очень популярны среди моих сверстников) я постоянно провожу следующий тезис: Современные т.н. «цивилизованные страны» иногда почему-то не готовы противостоять реальным вызовам времени, например, угрозе со стороны т.н. «исламских террористов». Эти страны не обладают какой-либо серьёзной единой философской системой, достаточно убедительной и привлекательной, отражающей интересы и способной объединить народы разных стран и слои общества внутри каждой во имя осуществления какой-то, общей для всех, сверхзадачи.

Основные догмы - приоритет прав человека над правами общества, равенство прав и возможностей, неясная (и лукавая) система «гуманитарных ценностей» + демократический и «прозрачный» способ управления - по своей организующей мощности не выдерживают никакого сравнения с философской системой под названием «ислам», стройной (в рамках своей аксиоматики), прошедшей многовековый процесс становления и внедрения. Роль религии, как философской системы, в этих странах недостаточна в силу упомянутой демократической веротерпимости, разнообразия и различия религий и религиозных течений, больших масс населения, не исповедующих религии вообще.

Я не слышал о существовании такой основополагающей философской системы или конгломерата систем, определяющей, что есть истина, что такое добро и что такое зло и являющейся идеологической, мировоззренческой основой развития цивилизованного общества и принимаемых решений о направлениях и способах этого развития. Возможно, правда, что это результат моей обывательской невежественности.

Мой вопрос: Какая или какие современные философские системы являются ведущими или, с Вашей точки зрения, могут претендовать на эту роль для «сообщества цивилизованных стран»?

С уважением,
Гринберг Михаил.

Ответ Александра Дугина:

Такие системы есть. Есть т.н. "минимальный гуманизм", развившийся из более сложного и многомерного конгломерата идей Просвещения.

Основы минимального гуманизма – или либерализма – развиты в книгах К.Поппера, Р.Арона, пропагандируются Дж.Соросом.

Этот комплекс идей считает высшей ценностью перманентный процесс прогрессивного освобождения индивидуума от всех форм коллективной (шире, внечеловеческой) идентификации. Идентификация индивидуума как индивидуума – есть теоретический предел процесса его освобождения от всех остальных форм идентификаций. Чем Вам не философская и ценностная платформа, даже если мы придерживаемся иной позиции?

Философская платформа современного ислама (точнее исламизма как идеологии) есть апелляция к фазе рациональности, предшествующей Новому времени, но довольно далеко ушедшей от тотального (сакрального) традиционного общества. Это нечто аналогичное протестантизму – который есть рационалистическая редукция христианства. В этом, кстати, и его историческая сила. Исламисты предлагают вернуться к бравой предклассической рациональности – неизощренной и догматической, противопоставляя её не столько европейской рациональности, сколько пред-рациональным моделям традиционного общества (ширк) и пост-рациональным системам пост-модерна (пессимистический пост-рационализм современного западного философского сознания, которое есть не столько даже минимальный гуманизм, сколько вскрывшийся за истощением человека онтологический нигилизм).


  
Материал распечатан с информационно-аналитического портала "Евразия" http://med.org.ru
URL материала: http://med.org.ru/article/878