Добро Пожаловать Международное Евразийское Движение
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Поиск 
 
                             

2 мая, четверг Новости Регионы Евразийский Союз Молодёжи Евразия-ТВ Евразийское обозрение Арктогея  

Разделы
Евразийское Обозрени
СМИ о евразийстве
Новости
FAQ
Материалы
Выступления Дугина
Интервью Дугина
Статьи Дугина
Коммюнике
Хроника евразийства
Тексты
Пресс-конференции
Евразийский документ
Геополитика террора
Русский Собор
Евразийская классика
Регионы
Аналитика
Ислам
США против Ирака
Евразийская поэзия
Выборы и конфессии
Экономический Клуб
Интервью Коровина
Статьи Коровина
Выступления Коровина
Евразийство

· Программа
· Структура
· Устав
· Руководящие органы
· Банковские реквизиты
· Eurasian Movement (English)


·Евразийская теория в картах


Книга А.Г.Дугина "Проект "Евразия" - доктринальные материалы современного евразийства


Новая книга А.Г.Дугин "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева"

· Евразийский Взгляд >>
· Евразийский Путь >>
· Краткий курс >>
· Евразийская классика >>
· Евразийская поэзия >>
· Евразийское видео >>
· Евразийские представительства >>
· Евразийский Гимн (М.Шостакович) | mp3
· П.Савицкий
Идеолог Великой Евразии

(музыкально-философская программа в mp3, дл. 1 час)
Кратчайший курс
Цели «Евразийского Движения»:
- спасти Россию-Евразию как полноценный геополитический субъект
- предотвратить исчезновение России-Евразии с исторической сцены под давлением внутренних и внешних угроз

--
Тематические проекты
Иранский цейтнот [Против однополярной диктатуры США]
Приднестровский рубеж [Хроника сопротивления]
Турция на евразийском вираже [Ось Москва-Анкара]
Украинский разлом [Хроника распада]
Беларусь евразийская [Евразийство в Беларуси]
Русские евразий- цы в Казахстане [Евразийский союз]
Великая война континентов на Кавказе [Хроника конфликтов]
США против Ирака [и всего остального мира]
Исламская угроза или угроза Исламу? [Ислам]
РПЦ в пространстве Евразии [Русский Народный Собор]
Лидер международного Евразийского Движения
· Биография А.Г.Дугина >>
· Статьи >>
· Речи >>
· Интервью >>
· Книги >>
Наши координаты
Администрация Международного "Евразийского Движения"
Россия, 125375, Москва, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605, (м. Охотный ряд)
Телефон:
+7(495) 926-68-11
Здесь же в штаб-квартире МЕД можно приобрести все книги Дугина, литературу по геополитике, традиционализму, евразийству, CD, DVD, VHS с передачами, фильмами, "Вехами" и всевозможную евразийскую атрибутику.
E-mail:
  • Админстрация международного "Евразийского Движения"
    Пресс-служба:
    +7(495) 926-68-11
  • Пресс-центр международного "Евразийского Движения"
  • А.Дугин (персонально)
  • Администратор сайта
    [схема проезда]
  • Заказ книг и дисков.
    По почте: 117216, а/я 9, Мелентьеву С.В.

    Информационная рассылка международного "Евразийского Движения"

  • Ссылки



    Евразийский союз молодёжи

    Русская вещь

    Евразия-ТВ
    Счётчики
    Rambler's Top100



    ..

    Пресс-центр
    · evrazia - lj-community
    · Пресс-конференции
    · Пресс-центр МЕД
    · Фотогалереи
    · Коммюнике
    · Аналитика
    · Форум
    Евразийский экономический клуб

    Стратегический альянс
    (VIII заседание ЕЭК)
    Симметричная сетевая стратегия
    (Сергей Кривошеев)
    Изоляционизм неизбежен
    (Алексей Жафяров)
    Экономический вектор терроризма
    (Ильдар Абдулазаде)

    Все материалы клуба

    Рейтинг@Mail.ru
    Аналитика | Политком.ru | Русское старообрядчество | 12.02.2004 Напечатать текущую страницу

    Алексей Макаркин

    РУССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ВЫБОР В ПОЛЬЗУ ПРАГМАТИЗМА

    Опубликовано: "Политком.Ру"

    Новым старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси избран 53-летний владыка Андриан (в миру Александр Четвергов), ранее занимавший Казанскую кафедру. Самого младшего по хиротонии (епископом он стал только в 2001 году) старообрядческого архиерея поддержали 167 участников Освященного собора Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), который состоялся в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы. За другого кандидата, 78-летнего епископа Иоанна (Витушкина) высказалось лишь 58 соборян - впрочем, он еще до голосования заявил о своем нежелании возглавлять церковь ввиду преклонного возраста и болезни. Выборы состоялись после кончины 31 декабря прошлого года митрополита Алимпия, управлявшего РПСЦ в течение почти восемнадцати лет. 12 февраля прошла торжественная церемония настолования (интронизации) нового митрополита.

    Для большинства россиян старообрядчество ассоциируется с драмой XVII века: протест против поспешных нововведений Патриарха Никона, суриковская боярыня Морозова с непримиримым двуперстием, мученически гибнущий за "старую веру" протопоп Аввакум… Однако старообрядчество и поныне является существенным фактором в российском христианстве. Впрочем, оно не едино - как не един любой "раскол", распадающийся на множество "толков", сторонящихся, а то и проклинающих друг друга. РПСЦ - крупнейшая старообрядческая структура в современном мире, насчитывает около 250 приходов на территории России и имеет собственную иерархию, основанную еще в 1846 году, когда к старообрядцам перешел митрополит Босно-Сараевский Амвросий, посвятивший затем для них на территории тогдашней Австрии двух архиереев (в России подобная акция была бы уголовным преступлением). Кстати, именно из-за единоличного действия владыки (по канонам положено, что епископа рукополагают два иерарха) часть старообрядцев до сих пор не признают РПСЦ и имеют свою "древлеправославную" иерархию, созданную уже в ХХ веке. А многочисленные беспоповцы отделились еще в XVIII столетии и солидарны с другими старообрядцами лишь в решительном отрицании Патриаршей церкви да в приверженности к священным текстам дониконовских времен.

    Но вернемся к РПСЦ, иерархия которой сейчас состоит из пяти архиереев, а прихожане проживают в России, Ближнем Зарубежье (Украина, Молдавия), Австралии, Германии - для немецких верующих в 2002 году создана Аугсбургская епархия, возглавляемая перешедшим от греков-старостильников владыкой Амвросием (Михаэлем Герцогом). Как наиболее организованная и многочисленная старообрядческая организация она подвергалась самым значительным гонениям со стороны властей вплоть до начала ХХ века - ее обвиняли в "чужеродности", иностранном (австрийском) происхождении. В 1905 году наступило время свободного служения, хотя и с определенными ограничениями. Февральская революция эти ограничения сняла, зато при советской власти старообрядцы оказались вновь в положении гонимых, разделив судьбу других конфессий. Показательно, что в 1971 году Патриаршая церковь признала старые обряды равноспасительными, тем самым "реабилитировав" их приверженцев. Однако РПСЦ отнеслась к этому жесту весьма сдержанно - по ее мнению, именно она является истинной церковью, а решение "никониан" - это их личное дело. Вот если Патриаршая церковь принесет покаяние перед РПСЦ и согласится признать свою вековую неправоту - тогда можно и подумать, "простить" ли заблуждавшихся. "Старообрядчество является живым укором для никонианской церкви за ее неискупленный, нераскаянный грех", - полагает новоизбранный митрополит Андриан. Неудивительно, что такая позиция воспринимается в Патриархии без всякого энтузиазма.

    И гонения властей, и сложные отношения с "церковью большинства" наложили свой отпечаток на облик РПСЦ. Многие ее священнослужители не получили достаточного образования, являясь самоучками. Они с крайней осторожностью относятся к мирским делам, стараясь сторонится их елико возможно. Свою задачу они видели (и видят) в сохранении всех элементов традиции, полученных от предков, в "герметичном", привычном мире. При этом речь идет не только о принципиальных вопросах, но и о конкретных способах общения с нынешними и потенциальными прихожанами. Ведь традицию можно отстаивать по-разному, в том числе и адресуя свою проповедь пастве, которая духовно сформировалась уже в современном мире и не всегда воспринимает стилистику, свойственную середине ХХ века. Однако воспитанным в условиях гонений священнослужителям было сложно "менять стиль" в сторону большей открытости.

    Ярким представителем этой части духовенства РПСЦ и являлся покойный митрополит Алимпий. Таковы же и многие представители его окружения (среди которых существенную роль играли родственники), и епископ Иоанн, один из кандидатов в митрополиты на прошедшем Соборе. Если бы соборяне поддержали эту линию, РПСЦ в лучшем случае была бы обречена на стагнацию при иммобильном владыке Иоанне, который, как отмечалось выше, сам не особенно хотел возглавить церковь. А в худшем - стала бы сектой, прибежищем для самых ретроградных элементов, покидающих Патриаршую церковь - тех, кто считает ИНН "числом дьявола", проклинает Интернет как зловредную масонскую сеть и шарахается от новых российских паспортов. Такая перспектива была вполне реальной - ведь на Освященных соборах ряда последних лет именно из ближайшего окружения покойного митрополита звучали голоса за то, чтобы призвать паству к отказу от ИНН, что угрожало не только внутрицерковной смутой, но и серьезным конфликтом со светскими властями. И такие умонастроения имеют под собой почву, так как используют потребность части старообрядцев в "герметичном" мире.

    Однако "сектантской" линии противостояла другая, которую можно условно назвать прагматической. Ее опорой стали образованные люди, пришедшие к старообрядцам в течение последних десятилетий. Было бы странно называть их либералами - скорее, можно говорить о здравомыслии. Этих людей привлекает в старообрядчестве верность традиции, строгое следование правилам предков: крестить только в три погружения, а не "обливательно", безусловно исполнять древний церковный устав. Многие пришли к старообрядчеству через увлечение унисонным пением, которое как небо и земля отличается от "итальянских концертов", свойственных богослужению XVIII века, и от "козлогласия" нерадивых современных певчих, и от увлечения внешним блеском, свойственного иным "солистам"-диаконам. Таких неофитов не пугает, а скорее привлекает нравственный ригоризм "староверов", их принципиальный отказ от курения употребления спиртных напитков. Но для интеллигентных старообрядцев немыслимы отказ от уплаты налогов для того, чтобы бежать от "числа зверя", или, к примеру, борьба с Интернетом. Они идут в церковь, а не в секту, дистанцируются от того, что в современном мире им представляется греховным, но не желают оказаться вне общества и бежать в леса от цивилизации.

    Именно такая позиция возобладала на нынешнем Освященном соборе. Отметим, что владыка Андриан - не только самый молодой из старообрядческих иерархов, но и единственный из них, имеющий высшее образование (выпускник авиационного института). Священный сан он получил лишь в 1999 году, однако до этого в течение тринадцати лет был на церковной работе: занимался реставрацией, возглавлял церковную общину. "Наше поколение также немало потрудилось для реанимации, буквально, умирающей (я говорю о Казани) старообрядческой общины, лишь только мы почувствовали ослабление нажима во время перестройки. И сейчас, слава Богу, жизнь есть, и жизнь продолжается. В церковь ходит молодежь, причащается много детей", - вспоминает владыка Андриан о своей деятельности в то время.

    На Освященном соборе 2001 года нынешний митрополит решительно выступил против того, чтобы считать ИНН "первым этапом внедрения печати антихриста". За время управления Казанской епархией владыка проявил себя как деятельный архипастырь: провел молодежные епархиальные съезды, организовал выпуск альманаха "Благовестник древней веры". Немаловажно для старообрядцев и то, что новый митрополит известен как иконописец - это творчество является важной частью церковной традиции.

    Новому главе церкви предстоит решить немало сложных проблем. Это, в частности, вопрос о судьбе приверженцев его предшественника, которые не восторге от его избрания, но при этом занимают ключевые посты в церковной структуре (в первую очередь, речь идет о влиятельном настоятеле Покровского кафедрального собора о. Леониде Гусеве - родном брате почившего владыки Алимпия). Очевидно, что новому митрополиту, выходцу из провинции, будет непросто наладить отношения со своего рода старообрядческой "курией", сложившейся в течение 90-х годов.

    Еще одна тема, доставлявшая немало треволнений еще митрополиту Алимпию - осложнившиеся в последние годы отношения с другой старообрядческой митрополией - в Румынии, меньшей по количеству приходов, но исторически пользующейся "первенством чести". Напомним, что московский владыка получил сан митрополита совсем недавно - в 1988 году - а румынская Белокриницкая митрополия основана более 150 лет назад митрополитом Амвросием, которого РПСЦ причислила к лику святых. Улучшению отношений никак не способствовал тот факт, что недавно в подчинение к "румынам" без санкции своего священноначалия перешел энергичный кишиневский епископ РПСЦ Зосима (Еремеев).

    Отдельная проблема - "политический фактор", то есть отношения с "евразийцами" Александра Дугина, который, будучи прихожанином Патриаршей церкви (ее специфической составной части - единоверия, представители которого придерживаются "старых обрядов"), активно пропагандирует сближение с РПСЦ как хранительницей древних традиций. Владыка Андриан известен своим интересом к деятельности Дугина: так, он оказался единственным старообрядческим архиереем, который направил приветствие учредительному съезду партии "Евразия". Впрочем, неясно, насколько позиция владыки определяется идеологическими симпатиями к "евразийству", или же его отношение к дугинцам объясняется стремлением к диалогу с силами, которые симпатизируют старообрядчеству. Так или иначе, но подобные контакты одобряются далеко не всеми в РПСЦ - некоторые ее клирики и прихожане обвиняют дугинцев в "масонстве", а избрание нового митрополита рассматривают как "успех Дугина". Очевидно, что все это создает основу для дальнейших нестроений в церкви.

    Однако, несмотря на все проблемы, избрание владыки Андриана можно рассматривать как шаг, открывающий перед РПСЦ новые перспективы, способные привлечь в церковь большее, чем сейчас, число интеллигентных верующих. Возможно и постепенное повышение образовательного уровня клира. Вряд ли можно ожидать конфликтных отношений между церковью и государством, хотя претензий к последнему у РПСЦ немало. И касаются они не надуманной темы ИНН, а вполне реальных вопросов возвращения собственности, которую старообрядцы имели до смуты 1917 года.

    Владыка Андриан не будет делать из церкви секту, но и не намерен совершать революционные изменения в ее жизни. "Мы не идем на поводу у времени, не приносим в угоду мирским потребностям свои принципы", - подтверждает верность опыту предков новоизбранный митрополит.

    12.02.04

    Телепартия

    Александр Дугин: Постфилософия - новая книга Апокалипсиса, Russia.ru


    Валерий Коровин: Время Саакашвили уходит, Georgia Times


    Кризис - это конец кое-кому. Мнение Александра Дугина, russia.ru


    Как нам обустроить Кавказ. Валерий Коровин в эфире программы "Дело принципа", ТВЦ


    Спасти Запад от Востока. Александр Дугин в эфире Russia.Ru


    Коровин: Собачья преданность не спасет Саакашвили. GeorgiaTimes.TV


    Главной ценностью является русский народ. Александр Дугин в прямом эфире "Вести-Дон"


    Гозман vs.Коровин: США проигрывают России в информационной войне. РСН


    Александр Дугин: Русский проект для Грузии. Russia.Ru


    4 ноября: Правый марш на Чистых прудах. Канал "Россия 24"

    Полный видеоархив

    Реальная страна: региональное евразийское агентство
    Блокада - мантра войны
    (Приднестровье)
    Янтарная комната
    (Санкт-Петербург)
    Юг России как полигон для терроризма
    (Кабардино-Балкария)
    Символика Российской Федерации
    (Россия)
    Кому-то выгодно раскачать Кавказ
    (Кабардино-Балкария)
    Народы Севера
    (Хабаровский край)
    Приднестровский стяг Великой Евразии
    (Приднестровье)
    Суздаль
    (Владимирская область)
    Возвращенная память
    (Бурятия)
    Балалайка
    (Россия)
    ...рекламное

    Виды цветного металлопроката
    Воздушные завесы
    Топас 5